Болгарское кино обошлось без VIP-зон
Подходит к концу 21-й Софийский международный кинофестиваль («Софияфилмфест»). До 31 марта в столице Болгарии, а также в ряде других городов страны показывается 170 фильмов из 55 стран. Среди российских участников смотра — картины Андрея Кончаловского и Александра Роднянского. Итоги четырех конкурсов — международного (первых и вторых игровых полнометражных картин режиссеров), балканского, болгарского и отдельно короткометражных фильмов — уже подведены. Я имел редкую возможность следить за развитием этого поначалу частного кинофестиваля с момента его возникновения благодаря энтузиазму продюсера Стефана Китанова, главное удовольствие в жизни которого — сыграть на гитаре в ансамбле международных коллег (большинство из них тоже Стефаны) после торжественной церемонии вручения призов. Теперь фестиваль вырос и стал гордостью города и страны. Именно благодаря ему ЮНЕСКО присвоило Софии звание «Город кино». Фестиваль поддерживают софийская мэрия, Болгарский национальный киноцентр и десятки частных организаций. Особенно хочется отметить демократизм большинства мероприятий — никаких VIP и спецзон. Вместе с тем главными остаются фильмы и кинобизнес. Благодаря переоснащенной киностудии Болгария теперь плотно вписана в систему совместного производства фильмов: если в финальных титрах какого-нибудь боевика много болгарских имен и фамилий, можно не сомневаться — он снимался в Бояне. Сразу отмечу, что всех проблем это не решает. Арт-хаусная и национальная продукция в кинотеатрах почти не показывается, да и экранов не так много, поэтому фестиваль оказывается для зрителей окном в мир и зарубежного и своего качественного кино. Так, Россия на фестивале была представлена знаменитым фильмом Андрея Кончаловского «Рай». Жюри, как правило, отдавали предпочтение балканской продукции. Я с моими коллегами — отборщиками фестивалей в Сараево и в Сан-Себастьяне — совпали с основным жюри и наградили Ралицу Петрову за дебютный фильм «Без бога». Специальный приз основного жюри получил польский фильм Яна Матушинского «Последняя семья», а приз за режиссуру — грузинка Нана Евктимишвили и немец Симон Грос за «Мою счастливую семью» — тематический уклон был очевиден. Два приза получил болгарский фильм «Слава» Кристины Грозевой и Петра Вылчанова, завоевавших два года назад международное признание своей картиной «Урок». На сей раз им отдали предпочтение балканское жюри и Гильдия кинокритиков Болгарии. Лучшим болгарским короткометражным фильмом была признана семейная мелодрама «Одежда» Веселина Бойдева, а Иглика Трифонова получила приз зрительских симпатий — на мой взгляд, утешительный — за полнометражную ленту «Лифт для пациентов». Жюри международной кинопрессы (ФИПРЕССИ) наградило показанную на Берлинале ленту сербского режиссера Бояна Вулетича «Реквием по госпоже Й». Это фильм совместного производства Сербии, Болгарии, Македонии и России. Александр Роднянский помог его завершению и может гордиться правильным выбором. Заключительный день трехдневной деловой программы включал «питчинг» (так называют представление новых проектов потенциальным инвесторам) и показ фрагментов близких к завершению фильмов экспортерам и отборщикам международных кинофестивалей. Как постоянный член болгарского жюри я мог убедиться в том, что кинематография страны не только развивается, но и выходит на международную арену, составляя уже серьезную конкуренцию модным румынским режиссерам. Но если лучшие сербские картины, как правило, отличает черный юмор, то общее ощущение от премированных болгарских фильмов — глубокий экзистенциальный пессимизм, роднящий их со старыми, еще югославскими «черными фильмами» и, конечно, с нашей «чернухой», высоко ценимой международными кинофестивалями. Может быть, поэтому болгарский зритель от своей кинопродукции не в восторге в отличие от отборщиков МКФ. Это ощущение компенсируется жизнерадостным духом самого «Софияфилмфеста», который для зрителей еще продолжается. Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор