Режиссер Филипп Дмитриев: «Кино не должно превращаться в фастфуд»
Досье «АиФ» Филипп ДМИТРИЕВ. Родился 24 октября 1981 года. Окончил в 2011 году режиссёрский факультет в КемГИК (бывш. КемГУКИ), город Кемерово. Снял фильмы «Та сторона», «Неделя до свадьбы», «Шкварки». Сейчас заканчивает работу над полнометражным фильмом «Новый год не наступит никогда». «Плебейское сознание потребителей медленно уходит со сцены, растёт новое поколение, жаждущее знаний», – говорит новосибирский режиссёр Филипп ДМИТРИЕВ. Народное, на энтузиазме Анастасия Мекле, «АиФ на Оби»: Новосибирск – это благодатная почва для развития кинематографа. Но почему же наши киноленты не выходят в российский прокат? Филипп Дмитриев: Потому что существует барьер недоверия к новосибирскому киноделу. Расположение московских прокатчиков нужно завоевать хорошим, дорогим, а главное, качественным кино. Для этого нужны средства и техника. В Москве давно работает отлаженная система партнёрства между студиями и государством, которое выделяет солидные средства на производство картин. У нас такого нет. Местным кинодеятелям приходится самостоятельно искать инвесторов. Сталкиваясь с такими трудностями, талантливые кадры уезжают в столицу и нередко добиваются высоких результатов. Там это сделать проще, несмотря на конкуренцию.Чтобы местные таланты оставались в Сибири и развивали кинематограф, надо сделать съёмки кино более доступными. – В 2011 году вы сказали, что в Новосибирске «игрового кино нет и не будет», но вот уже 6 лет продолжаете снимать. Как это понимать? – На самом деле – ничего особенно хорошего. За эти годы успели продать Западно-Сибирскую киностудию. Между тем за Уралом она была ведущей по созданию документальных кинолент. Сейчас в Новосибирске мы можем говорить только о народном кино, в котором всё делается практически на энтузиазме.Чтобы хоть как-то обеспечить съёмки персоналом, техникой и реквизитом, приходится брать деньги от реализации коммерческих проектов, или вся съёмочная группа формирует бюджет из своих средств. Федеральная государственная поддержка – это своеобразный свет в конце туннеля, но такая практика доступна не всем. Большинство новосибирских режиссёров не может на неё рассчитывать, потому что у них нет должного портфолио. Существует своеобразный замкнутый круг. Доверие и финансовую поддержку государства можно получить, сняв работы, которые выстрелят на всю страну. Но чтобы этого добиться, необходимо значительно вложиться в хорошую рекламную кампанию, на которую денег нет. – Сейчас вы в основном снимаете в своих фильмах детей. Неужели, специализируясь на такой узкой теме, местный кинорынок можно поднять до общероссийского? – Детское кино тоже можно снимать по-разному. Например, «Ералаш» направлен на развлечение, а наша цель – воспитать поколение, которое вырастет в профессиональном плане, набив шишки во время съёмок фильмов. Такой подход поможет совместным трудом на 4-й или 5-й киноленте создать проект фестивального уровня, о котором могут заговорить и за рубежом. Я не хочу, чтобы после выхода фильма детям делали поблажки. Ведь очень часто их недоработки воспринимают с умилением и говорят: «Он же ещё ребёнок, ничего страшного, что не доиграл». Это неприемлемо. Мы пытаемся повысить планку. Но речь идёт не о том, чтобы с детьми говорили на взрослые темы с пометкой 18+. Сейчас у нас готовится фильм с элементами мистики, где ключевым лейтмотивом станет смерть, которая неизбежна, а также ценность жизни. Я хочу затронуть вечные ценности, о которых рассуждают взрослые люди. Сейчас в тренде размышлять. Снимаем без цензуры – Сейчас уровень качества российского кинематографа упал. Как вы думаете, почему на экранах мы больше не видим культовых лент, которые создавали в СССР? – Когда был Советский Союз, все поголовно ругались на комиссию по цензуре, которая, между прочим, отбирала «достойные» фильмы. Согласен, где-то они перегибали палку, так, «Белое солнце пустыни» годы пылилось на полке. С другой стороны, благодаря такому отсеву у нас появились «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы» и другие гениальные фильмы. Кино нынче перестало заниматься своей главной функцией – обучением. Не будем забывать, что ещё Ленин говорил: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». И я согласен с ним. Это объясняет, почему государство охотно выдаёт крупные суммы на съёмки некоторых лент – они финансируют не фильм, а идею. Хотя, к сожалению, в последние годы власть явно спонсирует что-то не то. Лично я бы не стал финансировать «СуперБобровых», где сначала культивируется идея семейных ценностей, которая в итоге переросла в идею ограбить банк. Поэтому, к сожалению, сейчас на экранах больше шлака, чем качества, и вряд ли что-то изменится в скором времени. – Значит, от местного кинематографа нам не стоит ждать новых Стивенов Спилбергов и Мартинов Скорсезе? – Я уверен, что у нас есть настоящие таланты, но они бегут из города в Москву или за границу. Они гонятся за высокими гонорарами или интересными проектами, которые у нас пока не могут быть реализованы. Но это не значит, что на нашем кинематографе пора ставить крест. В городе живут патриоты местного кинодела, которые ни за какие деньги не уедут покорять столицу. Также в нашем городе живут профессионалы, которые способны удивить своими работами не только российских, но и зарубежных критиков. Так, мой фильм «Шкварки» получил одобрительные отзывы в Лос-Анджелесе на американском кинорынке — «AmericanFilmMarket». Я считаю, что пора спонсорам и власти отвести взгляд от столицы и посмотреть на таланты в регионах. Да и самим режиссёрам не стоит гнаться за именитыми актёрами. Кто знает, сколько будущих звёзд уже сейчас растёт в стенах наших студий? Им только надо помочь раскрыться. Я уверен, что искренняя преданность идее и творчеству не могут остаться без внимания. – Сейчас большинство людей не любят долго размышлять над замыслом автора, а хотят просто отдохнуть. Тогда каким должно быть современное кино – развлекательным или интеллектуальным? – Современный кинематограф ни в какое сравнение не идёт с тем, который был в СССР. Режиссёры раньше кропотливо работали над каждой страницей сценария. Они умели говорить между строк, и от этого в произведении появлялась глубина. Сейчас начинающие режиссёры действуют иначе. Часто некоторым из них вручают деньги со словами «делайте что и как хотите», но качество их работ никто не контролирует. В результате мы получаем неинтересный и даже порой примитивный продукт. К сожалению, кино становится фастфудом. Не одно поколение людей воспитано на телевизоре. Люди разучились думать, потому что никакого подтекста на экранах не осталось. Сейчас аудитория разделилась: три четверти населения не хотят размышлять, им достаточно стандартного набора из «хлеба и зрелищ». Остальные, которых меньшинство, жаждут первыми познакомиться с идеями режиссёра в уютном полумраке кинозала. Нужно, чтобы таких было больше.