Революционное танго в Москве
Буэнос-Айрес, к тому же, был еще и городом чернокожих рабов. В основе танго лежит четкий ритмический рисунок древних африканских танцев. Однако африканцам свойственно танцевать под звуки ударных инструментов, но именно они никогда и не использовались исполнителями танго. Европейцы привезли с собой гитары, скрипки, флейты, только что появившиеся аккордеоны. Испанцы, итальянцы, шотландцы, немцы, поляки и даже русские — много народов внесли свою лепту в развитие этого удивительного танца. Многие известные композиторы и исполнители в мире боготворили танго и обогатили этот жанр, вдохнув в него дух современности. Одним из таких мастеров является аргентинский музыкант с итальянскими корнями Астор Пьяццолла, который является родоначальником стиля танго нуэво. Этот стиль вобрал в себя элементы джаза и классической музыки. Пьяццолла был профессионалом и фантазером, который имел право интерпретировать танго так, как его чувствовал, но многие не могли ему этого простить. Пьяццолла не считал танго музыкой для танца. Он говорил, что его надо слушать в концертных залах в исполнении симфонических оркестров. Астор Пьяццолла совершил революцию в мире танго, а революция редко бывает мирной. «Я понял, что многим людям, слушающим мою музыку, это не доставляло никакой радости, потому что, к сожалению, в 1939—1940-х годах в Аргентине можно было изменить все, кроме танго. Это было как принять другую религию. Как если бы ты был христианином и вдруг стал буддистом или мусульманином», — сказал Пьяццолла в телеинтервью за несколько лет до того, как в 1990 году у него случился тромбоз головного мозга. Это произошло в Париже. Он так и не смог оправиться от болезни и умер в 1992 году в родной Аргентине в возрасте 71 года. Огромную роль в его жизни сыграла встреча с Гарделем — великим творцом танго второй половины XX века — идолом для любителей аргентинского танго. Для Пьяццоллы она послужила огромным стимулом для развития. Переломный момент в его карьере, окончательно определивший направление его деятельности, произошел в 1954 году, когда он получил стипендию для поездки в Париж, чтобы брать уроки музыки у знаменитой Нади Буланже. Она оценила его страсть к танго, потому что заметила, как он урывками, находя время между уроками игры на классических инструментах, занимается на бандонеоне. Астор скрывал это от своей преподавательницы, стеснялся любви к танго, потому что этот жанр считался низким в музыке, тем не менее Буланже убеждает его совершенствовать мастерство игры на своем любимом инструменте и продолжать развивать танго, вознося его до небес. 25 марта в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт «Dolce vita: кино, танго и джаз» Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. МГАСО был основан еще в 1943 году и является одним из старейших симфонических оркестров России. Уже много лет оркестр демонстрирует высочайший уровень артистического мастерства и имеет поклонников во всем мире. На этот раз в роли маэстро выступал приглашенный дирижер Александр Анисимов — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, профессор Белорусской Академии музыки. В первом отделении концерта прозвучали «Воспоминания» Хосе Брегато — сюита для скрипки и струнного оркестра по мотивам произведений Пьяццоллы (1992), и «Накар» — концерт для девяти солистов и оркестра. Сцена была оформлена в стиле аргентинского кафе на набережной океана. По бокам оркестра — круглые стеклянные столики, за которыми сидели артисты, между оркестром и зрителями горели круглые матовые фонари, создающие интимную атмосферу. Свет фонарей не мог перебить сияние восторженных глаз молодых альтисток, когда они смотрели на маэстро, ловя каждое движение его волшебных рук. А у дирижера в этот вечер в руках были десятки невидимых нитей, которыми он умело управлял, приводя в движение смычки и клавиши целого оркестра. И дирижер был уже вовсе не дирижер, а волшебник, знающий все тайны звука и открывающий нам возможность летать вместе с ним в облаках танго. Второе отделение началось «Двойным концертом для гитары, бандонеона и струнного оркестра. Диалог гитары и бандонеона в исполнении солистов Аркадия Резника и Ивана Таланина не оставили равнодушным ни одного человека в зале. Солистка Алина Яровая (сопрано) и Сергей Сухобрусов (скрипка) исполнили партию «Потерянные птицы». Знаменитое танго «Забвение» для флейты и струнного оркестра в аранжировке Роберта Лонгфильда прозвучало в исполнении солиста Алексея Мазура. Вечер завершился феерическим «Либертанго», во время исполнения которого маэстро спустился в зал и пригласил даму из шестого ряда танцевать. Почему именно эту даму он выбрал из многих сидящих в зале, осталось для всех загадкой. Почему он не пригласил, например, меня? Но дама казалась искренне удивленной, впрочем, бесконечно счастливой. После того как танец закончился, Александр Анисимов вновь поднялся на сцену, аплодисменты не смолкали, и оркестр играл на «бис». Маэстро крикнул в зал: «Танцуют все!» И это было бесконечное горячее аргентинское танго русской души в холодный весенний вечер в Большом зале Московской консерватории.