На премии продюсеров анонсировали сериалы "Ленин" и "Троцкий"
Лучшими сериалами - и в этом отличие продюсерской премии - неожиданно стали не "Битва за Севастополь" и "Батальонъ" (оба - Первый канал) и даже не "София" (канал "Россия 1"), хотя все они номинировались, а зрительские проекты каналов ТНТ и ТВ-3. Это - "Пьяная фирма" - номинация "Лучший телефильм (1-4 серии)", "Анна Детективъ" ("Лучший сериал" (более 24 серий) и "Ольга" ("Лучший комедийный телесериал"). Правда, лучшим телевизионным мини-сериалом (5-24 серии) стал "Мажор 2", показанный на "первой кнопке", но не нарушать же традицию - в прошлом году он уже был у продюсеров на первом месте. Тем более, положа руку на сердце, второй сезон получился гораздо лучше первого. Продюсер Александр Цекало, пользуясь случаем, сразу анонсировал и третий сезон (в августе этого года начнутся съемки), и даже четвертый. Так что награду можно сразу зарезервировать. Однако, Павле Прилучный, блестяще сыгравший в "Мажоре", как и в прошлом году, награду за лучшую сериальную мужскую роль не получил. На этот раз он уступил - и справедливо - Михаилу Ефремову, исполнившему в сериале "Пьяная фирма" роль года - российского национального героя, доктора по фамилии Штучный, который выводит людей из запоя чудодейственным, одному ему известным, способом. Однако кино, в котором превалирует патриотическая составляющая, также не осталось без высоких продюсерских наград. Глава Фонда Кино Антон Малышев, вручая приз за лучший фильм "Экипажу", озвучил цифру, что с начала этого года - всего за три месяца - российские фильмы посмотрели уже 20 млн человек. Лучшим режиссером был назван Сергей Мокрицкий за работу в фильме и сериале "Битва за Севастополь". Эта картина получила еще призы - за музыку и компьютерную графику. Мария Аронова сыграла в прошлом году, по мнению продюсеров, лучшую женскую роль в фильме - сериале "Батальонъ". Он также был отмечен за работу художника по гриму (Елена Костенич) и режиссера монтажа (Мария Сергеенкова, Алексей Маклаков). Продюсер Родион Павлючик, вручая приз за монтаж, сравнил работу монтажера с трудом пластического хирурга. Учитывая, что в фильме "Батальонъ" снималось много женщин - это сравнение не из тех, что хромает. Ремейк фильма "А Зори здесь тихие" отмечен за лучшую звукорежиссуру (Анатолий Белозеров, Сергей Бубенко). А сериал "София" - гордость ВГТРК и канала "Россия 1" - лауреат премий за работу художника по костюмам (Наталья Салтыкова) и художника-постановщика (Евгений Кочанов). Кстати, перед выходом сериала в эфир даже выставку костюмов и атрибутов эпохи, разработанных специально к фильму, делали. И об этом писала "РГ". Лучшими актерами второго плана стали Юлия Хлынина - ее эмоциональная героиня в сериале "Таинственная страсть" запомнилась многим, и Никита Панфилов - звезда не только "Мажора 2" - именно за этот фильм он получил приз, но и многих других фильмов. В копилке "Мажора 2" еще и приз за лучшую операторскую работу. Лауреат Улугбек Хамраев номинировался также за сериал "Клим", так что, по сути, выиграл у самого себя. Команда из 11 (!) человек, которая, не щадя себя, трудилась над сериалом "Ольга", отмечена призом "За лучший сценарий". В честь пятой - юбилейной - премии были введены новые номинации. Например, "За достижение на зарубежном рынке" - эту награду получил Александр Цекало, который нашел свою "золотую жилу" - столь серьезно работает над сериалами, что его проекты уже присутствуют на международных рынках и фестивалях и даже куплены - впервые в истории российского кино - гигантом Netflix. Александр Цекало (похоже, он - главное действующее лицо всех пяти сезонов, что существует премия продюсеров) вручил награду самой Ассоциации продюсеров в лице Анны Крутовой и ее партнерам - в частности, Светлане Чупшевой, которая представляет партнеров - Агентство Стратегических Инициатив. Глава этого агентства Андрей Никитин как раз в день вручения продюсерских премий стал и.о. губернатора Нижегородской области. Награду "За вклад в развитие инфраструктуры индустрии" вручили студии "Главкино", которая оборудована так, что при желании и способностях в ней можно снять не то что "Лунный свет" и "Ла-Ла Ленд", но и российских "Ходячих мертвецов" с "Игрой престолов". Совсем недавно в Москве начала работать Кинокомиссия, которая поощряет, в том числе и материально, тех, кто снимает фильмы в столице и о столице. Это называется модным словом рибейт. И Сергей Сельянов - глава АПКиТ поощрил за такое активное начинание город Калининград, вручив приз Станиславу Воскресенскому - человеку, который придумал и возглавляет в Калининграде один из лучших отечественных фестивалей (не говоря уже о том, что он первый и крупнейший) - короткометражного кино - "Короче". Два приза хотелось бы выделить особо. Лучшая докудрама - номинация будущего, поскольку жанр набирает обороты. На этот раз ее получил фильм Первого канала "Кронштадт", однако, принимая приз, продюсер Влад Ряшин рассказал, что в октябре - к годовщине революции зрителей ждет еще одна докудрама "Крещение". А еще - "Ленин.". Их также покажет Первый канал. Кстати, проект о Ленине, но в другом жанре готовится и на ВГТРК - над ним трудится режиссер Владимир Хотиненко. Продюсер Александр Цекало, в свою очередь, пообещал фильм о Троцком. Но, скорее всего, этот сериал докудрамой не назовешь. Остается только гадать, кто сыграет Троцкого. Не Павел ли Прилучный? И наградой за лучшую Мастерскую были удостоены ученики ВГИКовской лаборатории Джаника Файзиева. Действительно, они - первый выпуск - приятно удивили в прошедшем году профессионалов своими работами. Вопрос в другом - как учит быть продюсером Джаник Файзиев - какие российские ноу-хау на нашем особенном теле- и кинорынке преподает? Рассказывает ли, как пробиться на канал, как получить финансирование, как победить на премии продюсеров? Может, издаст учебное пособие, где все опишет? Между тем Ассоциации Продюсеров кино и телевидения - 8 лет. В ней - 27 ведущих российских кинокомпаний, соответственно, 27 членов жюри. Они все "в одной лодке", конечно, и призы стараются распределить так, чтобы и дальше иметь возможность сотрудничать и помогать друг другу. Поэтому на самой премии не редкость, когда продюсер вручает приз, а потом он же его и получает. Однако в этом "круговороте продюсеров в природе" есть два положительных момента. Первый - похоже, судят все же "по гамбургскому счету", радуясь за удачи - отсюда и награды "Пьяной фильме", "Ольге" и фильму "Анна-детективъ". Второе - учреждая премию, участники между собой договорились - не создавать номинацию "Лучший продюсер". Но вот только сейчас поняли, что в эпоху продюсерского кино, им очень хочется поощрять лучших исполнительных продюсеров - об этом со сцену говорили неоднократно. А это значит - к исполнению - в следующем году явно на одну номинацию будет больше.