Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Под большим секретом

«Реджиналд (не выдержав). О, это слишком чудесно! Дайте мне поиграть, не то мне не совладать с собой... Я должен сделать одно признание, раскрыть некий секрет. Ваша игра исторгает его из меня…» «Лечение музыкой», Бернард Шоу.За несколько дней до этого выступления симфонического оркестра , сам того не ведая, невольно поучаствовал в рекламе псковского концерта. «Всем Британия хороша, - произнёс Гребенщиков в своей передаче «Аэростат» на «Радио России». - Вот только за последние пару сотен лет никто не может назвать толком ни одного популярного британского композитора. Ну, Воэн-Уильямс, ну, Бенджамен Бриттен, ну, Делиус… Единственное исключение - это Густав Хольст». А на 25 марта 2017 года в Псковской областной филармонии был запланирован концерт Объединённого оркестра Северо-Запада России. Первое отделение было отдано как раз английской симфонической музыке ХХ века, то есть музыке Воэн-Уильямса, Хольста…В Объединённый оркестр Северо-Запада России вошли музыканты из симфонического оркестра Псковской областной филармонии и Камерного оркестра Новгородской областной филармонии.Первое отделение посвятили английской музыке, второе – отечественной, в смысле написанной в то время, когда наша страна называлась СССР. До перерыва за дирижёрским пультом находился главный дирижёр псковского оркестра Эдуард Банько, а после - художественный руководитель и главный дирижёр новгородского оркестра Лев Дунаев.На концерте, Псков, 25 марта 2017 г. Фото: Андрей Кокшаров.Самые популярные английские композиторы ХХ века – это совсем не Бриттен и не Хольст, а музыканты другого поколения. Рок-музыканты.Но Густав Хольст действительно оказал на этих рок-музыкантов некоторое влияние.Хольст в Великобритании фигура заметная. Особенно известна его симфоническая сюита The Planets («Планеты»), написанная в 1914-1916 годах. В ней было заложено то, что спустя полвека проявилось в произведениях, которые принято называть прогрессивным роком. Отрывки из этого сочинения исполняли ведущие рок-музыканты, в основном, конечно, английские и американские: King Crimson, Yes, Emerson, Lake & Palmer, Cream, Black Sabbath, Led Zeppelin, Manfred Mann, Rainbow, Deep Purple, вплоть до System of a Down … Перечисляешь, как будто наугад листаешь рок-энциклопедию. Но Объединённый оркестр Северо-Запада России сыграл не проверенную популярную сюиту «Планеты», а произведение менее известное – «Сюиту святого Павла» для струнного оркестра. Написана она ещё до «Планет» - в 1912-1914 годах. Она более предсказуема и менее таинственна. «Сюита святого Павла», в отличие от «Планет», музыка земная. Финальная часть, построенная на народной английской мелодии, просто-напросто танцевальная. Струнным есть где разгуляться. В этом концерте сюита Хольста выполнила роль увертюры, после чего настало время, наверное, самого интересного произведения этого вечера.Музыка однокурсника Хольста по Стэнфорду Ральфа Воэн-Уильямса (внучатого племянника Чарлза Дарвина) звучит в Пскове очень редко. Субботним вечером в большом зале Псковской областной филармонии прозвучал «Взлетающий жаворонок» - романс для скрипки с оркестром. Солировала Александра Зубова (Петербург).Александра Зубова, Псков, 25 марта 2017 г. Фото: Андрей Кокшаров.В Пскове жаворонок взлетал под незапланированные композитором звуки. Малыш в пятом ряду играл в машинки и что-то бормотал, иногда отвлекаясь на то, что происходило на сцене. Самой же энергичной фигурой на сцене был дирижёр Эдуард Банько, поэтому мальчик иногда тоже по-дирижёрски взмахивал руками, но машинки ему были всё же интереснее, чем произведение Ральфа Воэн-Уильямса.Скрипка в этом романсе – жаворонок, а оркестр – небо. К струнной группе присоединились духовая группа. Сочинённый перед самой Первой мировой войной, этот романс для скрипки с оркестром запечатлел тот мир, который вскоре наяву исчез навсегда, но сохранился на нотной бумаге.А когда началась мировая война, тогда-то для иллюстрации и понадобится воинственный «Марс» Густава Хольста. Пока же мир пребывал в наивной безмятежности. В 2017 году, несмотря на нестабильность в мире, подобная безмятежность своей притягательности не утратила.Завершал первое отделение настоящий английский детектив: несколько вариаций на тему «Энигмы» . В каждой из вариаций Элгар зашифровал имена или названия. После первого исполнения «Энигмы» в 1899 году Элгар оставил в программке загадочную запись: «Я не стану объяснять "Энигму" - это должно остаться неразгаданным. Предупреждаю вас, что связь между Вариациями и самой Темой порой едва уловима; сквозь все вариации проходит другая, большая, несыгранная тема…». Существуют десятки вариантов расшифровки. Называются имена друзей Элгара, приводятся библейские цитаты, вспоминают о Моцарте, …Самая распространённая расшифровка заключается в том, что за каждой вариацией скрывается имя какого-нибудь современника композитора: жены, друзей, родственников, коллег. Не исключено, что в мелодиях композитор изобразил характеры конкретных людей. В прозвучавшей в Пскове вариации Nimrod Элгар, возможно, имел в виду английского публициста и музыкального редактора, которого звали August Johannes Jaeger. Логика дешифровальщиков такова: Нимрод - герой пятикнижия, воитель-охотник и царь, а фамилия Jaeger созвучна с немецким Jäger (егерь, охотник). Но это тот случай, когда никто ничего не знает наверняка. Даже такой искушённый автор как музыкальный критик газеты Star . Ведь кроме того что Элгар сочинял музыку, он всерьёз занимался криптографией и даже поучаствовал в расшифровке посланий русских революционеров конца XIX века. Так что финал английской части псковского концерта остался открытым.Второе отделение, в основном, посвятили самой известной отечественной балетной музыке XX века. Прозвучало то, что сразу приходит на ум, когда слышишь имена знаменитых композиторов. – значит балет «Ромео и Джульетта», а именно фрагмент «Монтекки и Капулетти». – значит балет «Анюта» («Большой вальс», «Каприз», «Тарантелла»). – значит музыка к балету «Гаянэ». На примере этого балета можно увидеть – насколько хорошая музыка долговечнее и шире любого либретто. В балете «Гаянэ» действуют председатель колхоза, чабан, агроном, геологи, начальник пограничной охраны… Но не о них вспоминают, когда слышат о Хачатуряне, а о «Танце с саблями», о «Лезгинке»… В Пскове о них тоже вспомнили благодаря объединённому оркестру.Кроме этого во втором отделении прозвучали «Маленький триптих» и три фрагмента из балета «Болт» - полька «Бюрократ», «Танец ломового» и «Танго». Когда в 1931 году балет Шостаковича был поставлен, в советских газетах писали: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию… Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издёвка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную армию». Прошло много десятилетий. Красной армии давно нет, а музыка Шостаковича по-прежнему звучит. Она бессмертна, как, впрочем, и бюрократы.На бис Лев Дунаев с Объединённым оркестром Северо-Запада России исполнил «Романс» Георгия Свиридова (музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель»). Этот романс основан на совсем другом романсе – «Не уходи, побудь со мною», сочинённом в 1899 году не знавшим нотной грамоты тридцатилетним чиновником Николаем Зубовым (он был автором и слов, и музыки). «Не уходи, побудь со мною, // Здесь так отрадно, так светло, // Я поцелуями покрою // Уста, и очи, и чело…» Николай Зубов посвятил романс певице . Зубова она не послушала и ушла, зато «Романс» позднее вдохновил ни кого-нибудь, а Георгия Свиридова. Разгадка этого романса, в отличие «Энигмы» Эдварда Элгара, лежит на поверхности.

Под большим секретом
Фото: Псковская губернияПсковская губерния