Кинофестиваль "Дубль дв@" откроется "Коробкой" Эдуарда Бордукова
"Охрана". Сценарий Юрия Арабова, Александра Прошкина. Режиссер Александр Прошкин. Продюсер Дмитрий Пиркулов. Оператор Дмитрий Мишин. Композитор Юрий Потеенко. В ролях: Виктор Сухоруков, Антон Шагин, Мария Коровина, Алексей Кортнев, Сергей Дрейден. 116 мин. 2016. 16+. Все началось с того, что режиссер Александр Прошкин на провинциальном металлургическом комбинате увидел, что там в охране - только девушки, одна другой краше. Тогда и пришла идея обыграть этот странный парадокс: сугубо мужское суровое производство - и сама нежность, хрупкость, мечты о личном счастье. Идея увлекла драматурга Юрия Арабова, и так придумалась рыжеволосая Клава. Героиню поместили в наши дни, когда заводы разоряются и умирают, перспектив особых нет, и в свои 26 Клава уже и не думает о замужестве, но хочет во что бы то ни стало родить ребенка. Поможет - видимо, чудесным образом - ненароком нанесенный ей поцелуй... Фильм трогательный, смешной и грустный... Но то ли режиссер настроен благодушно, то ли непревзойденно рыжая копна Клавиных волос обеспечила картину солнечным сиянием - надежда в ней не умирает. Как и должно быть в хорошем фильме. "Коробка". Драма. Сценарий и режиссура Эдуарда Бордукова. Продюсеры Елена Гликман, Михаил Дегтярь. Оператор Павел Емелин. Музыка: Александр Соколов, группы "Курара" и "Смысловые галлюцинации". В ролях: Сергей Романович, Сергей Подольный, Кирилл Дегтярь. 99 мин. 2016. 12+. Это не спортивное кино. Хотя одну из ролей сыграл экс-вратарь сборной России Руслан Нигматуллин, а камера оператора Павла Емелина - живая, азартная, вовлекает нас в ритмы футбольной схватки, замедляет мгновение и ускоряет ток крови. Дебют режиссера Эдуарда Бордукова более чем успешен. Не случайно, картина уже собрала богатую коллекцию фестивальных Гран-при. Конфликт разгорается вокруг "коробки" - футбольной площадки в одном из спальных районов Москвы. Ее давно обжила местная молодежь, и прибытие "понаехавших" с Кавказа ребят принимается в штыки. Делить здесь вроде бы нечего: играли на дворовом уровне - теперь могли бы играть на международном. Но вокруг "коробки" начинается сущая война, в нее вовлечены и отцы, и дети, и горячие московско-кавказские парни и их девушки. Позиция автора картины проста и умна: нет "черных" и "белых", есть созидатели и разрушители... О спорт, ты - прежде всего мир! В Якутии, на вечной мерзлоте, снимается до двадцати игровых картин в год Так, чисто спортивная на первый взгляд "Коробка" о семнадцатилетних героях нашего времени стала фильмом не только остросюжетным, но и актуальным социальным высказыванием. Сам Эдуард Бордуков начинал как легкоатлет, он мастер спорта международного класса, и это его первый опыт в большом кино. Разделение людей на "своих" и "чужих" и сопутствующие ему враждебные чувства, дай им волю, приводят к гражданским войнам - считает режиссер. Его фильм о том, как понимание этой опасной грани в критическую минуту может людей образумить. "Мой убийца". Детектив. Режиссер Костас Марсан. Продюсер Марианна Скрыбыкина. Сценарий Светланы Таайко, Марии Находкиной, Константина Данилова. Оператор Искандер Иванов. В ролях: Вячеслав Лавернов, Галина Тихонова, Федот Львов, Степан Федоренко. 105 мин. 2016. 12+. Этим фильмом наш фестиваль делает первый шаг к открытию широкой публике малоизвестного ей кинематографического континента России - Якутии. Там, на вечной мерзлоте, снимается до двадцати игровых картин в год, и они многократно окупают затраты: "свое кино" там популярно и любимо. Это кино не увлекается трюками, компьютерными эффектами и эскейпистскими сюжетами. Оно тесно связано с родной землей, ее причудливыми традициями и с природными силами, которые обрели здесь выразительность и могущество. В нашем конкурсе детектив по мотивам повести якутского писателя Егора Неймохова "Случай на озере Сайсары". Убита девушка, дело расследует молодой оперативник Джулус. Выходит на след, подозреваемый во всем сознался, дело закрыто, но въедливый Джулус замечает загадочные нестыковки и начинает заново раскручивать нить событий. Картина была показана на Московском фестивале, взяла призы за режиссуру и лучшую мужскую роль в Ханты-Мансийске, и это пока единственный якутский фильм, попавший в российский прокат. Его сравнивают с лучшими образцами южнокорейского кино, влияние которого очень заметно в якутском кинематографе. Его ценность уже в том, что мы впервые можем узнать, какова же в реальности "большая Россия". И это путешествие увлекательно как никогда. Зрители о фестивале Традиция - великая вещь. Вот и у меня все последние годы месяц апрель вызывает две ассоциации: хоккейный финал Кубка Гагарина и онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@". К сожалению, моя любимая команда в этом году до апреля не дотянула, ну что же, тогда времени на просмотр конкурсных фильмов будет чуть больше. Спасибо заранее "Российской газете" за почти двухнедельную радость общения с хорошим кино.