Режиссер Михаил Калик ушел за солнцем

31 марта не стало режиссера Михаила Калика. Есть режиссеры, вклад которых в мировой кинематограф гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд, и один из них – Михаил Калик.Он был первопроходцем, открывателем новых жанров в кино и нового языка. Его фильм «Любить» (1968 год), за который режиссер был арестован и посажен на три года в тюрьму, - не только первый фильм-альманах, но и первый, сочетающий в себе публицистику и игровое кино. В прошлом году режиссер Анна Меликян полностью повторила замысел и конструкцию фильма Калика в своей картине «Про любовь», и получила букет наград престижных фестивалей. Михаил Калик в 1990 году восстановил свой судьбоносный фильм «Любить», который тогда, при выпуске, некто по-своему смонтировал, и в результате изуродовал. Сегодня, в век продюсерского кино, такой произвол без ведома художника – сплошь и рядом, а тогда это была сенсация. Молодой режиссер намеревался обратиться в суд, чтобы защитить свое творение с участием блестящих артистов: Алиса Фрейндлих, Марианна Вертинская, Андрей Миронов, Светлана Светличная, Игорь Кваша, но вместо этого был арестован. По странному стечению обстоятельств, Михаил Калик и автор слов к музыке этого фильма Евгений Евтушенко умерли в один день, - вдали от Родины. Евтушенко – в США, Калик – в Израиле. В августе 2014 года года Михаил Калик приезжал на фестиваль российского кино в Выборг «Окно в Европу», чтобы отметить 50-летний юбилей своего фильма «До свидания, мальчики». На долгожданную встречу с режиссером прибыли актеры, которые сыграли главные роли в картине Евгений Стеблов и Николай Досталь (у будущего режиссера это была первая работа в кино). Михаил Наумович, по словам актеров, совсем не изменился. Он сохранил детское, чистое восприятие мира, оптимизм и доброту. На все вопросы о советской цензуре, из-за которой оказался на чужбине, отвечал с улыбкой: «Это все прошло, я рад, что наступили другие времена, и художники могут свободно высказываться. Трудности и испытания нужны человеку для того, чтобы он стал сильнее и выше».Евгений Стеблов рассказал «ВМ» о работе над ролью умника Володьки в фильме «До свидания, мальчики!»: - Михаил Наумович не хотел меня утверждать, но автор повести Борис Балтер, увидев мою пробу сцены с матерью (актриса Ангелина Степанова), сказал, что я – это он (в образе Володьки Балтер описал самого себя). Что касается похожести или непохожести меня на моего героя в фильме «До свидания, мальчики!», то мои однокурсники в Щукинском театральном училище сказали, что в этом фильме я сыграл самого себя. Партнером Евгения Стеблова был замечательный артист Михаил Кононов. К сожалению, артист ушел из жизни в 2007 году, как на тот момент не стало Натальи Богуновой, сыгравшей роль Инны – возлюбленной героя Стеблова. Евгений Юрьевич вспомнил о своих замечательных друзьях по съемочной площадке: - Миша Кононов был на пять лет был старше меня. На момент съемок он уже был дипломированным артистом. Кононов – замечательный актер, разноплановый, глубокий, но как человеку ему были свойственны депрессивные состояния души и духа. Но влюблен Евгений Стеблов был не в Наташу Богунову, а в Марианну Вертинскую, с которой учился в ЩУКе: - Мне было очень сложно играть в этой картине любовь моего героя, первую и последнюю. Женщины в съемочной группе советовали мне: «Ты должен быть чистым, но не инфантильным, мужественным, но не грубым», и от этих рекомендаций у меня голова шла кругом. Помогла моя влюбленность в Марианну Вертинскую. В начале съемок на три дня нас, москвичей, отпустили в Москву, и как только я вернулся, в моей коммуналке раздался судьбоносный телефонный звонок. Маша Вертинская (мы все ее называли Машей) позвала меня в гости. Я бежал к ней через дворы, от Рижского вокзала до Елисеевского магазина, в доме которого жили Вертинские, разорвав при этом костюм. В тот день Маша подарила мне свою фотографию, с надписью: «Милому, чудному Женечке» (с ударением на «у»). Эту фотографию я забрал с собой в Одессу, на съемки фильма «До свидания, мальчики!», и мысленно играл с ней влюбленного Володьку. Николай Досталь не мог сдержать смеха, когда пересматривал фильм «До свидания, мальчики»: - В кино – худой, черноволосый, а сейчас – лысый, седой, с животиком. Надеюсь, что в душе остался прежним. Кто-то хорошо сказал: «Проблема старости не в том, что ты стареешь, а в том, что остаешься молодым». Вот она нестыковка – оболочка стареет, а внутри – молодой». В фильм я попал случайно. Я ведь не учился на актера. Зато снимался с чувством полной свободы, - объяснил «ВМ» Досталь. Фильм «До свидания, мальчики!» - юношеская история о выпускниках школы накануне начала войны 1941 года, был высказыванием поколения шестидесятников. До этой картины Калик снял поразительно чистую историю «Человек идет за солнцем!» (1962 год), которую назвали «первой картиной новой волны». Фильм заканчивается строками главного героя – мальчика, который весь день шел за солнцем: «Я должен был вернуться вместе с солнцем на то же самое место, только с другой стороны». Михаил Калик как тот мальчик шел за солнцем все 90 лет, и по праву его называют «самым солнечным режиссером оттепели».

Режиссер Михаил Калик ушел за солнцем
© Вечерняя Москва