В 85-й день рождения Андрея Арсеньевича Тарковского его друзья, коллеги и поклонники пришли в Концертный зал имени Чайковского на вечер памяти режиссера. «Самый большой талант Тарковского – это его бесконечный "поход в туман", из которого потом вырастало великое кино», — охарактеризовал вклад юбиляра в мировое искусство Андрей Кончаловский. В зале были композитор Эдуард Артемьев, актеры Юрий Назаров, Николай Бурляев, Наталья Бондарчук, Виктор Раков. Прибыл старший сын Тарковского Арсений Андреевич. На сцене расположились Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством дирижера Сергея Скрипки и Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. В программе — только музыка из кинофильмов Тарковского. Центральной темой вечера стал «Андрей Рублев». Картине исполнилось 50 лет, она по сей момент актуальна, и ее создатель признан гением. — В Парижской синематеке два русских имени – Эйзенштейн и Тарковский, — заявил организатор вечера, кинокритик Вячеслав Шмыров. — А у нас по сей день навязывается мысль, что Тарковского считали режиссером не для всех. Но Мосфильму сегодня половину валютной выручки приносят именно его картины. Друг и соавтор режиссера Андрей Кончаловский вспомнил, как эти картины создавались и как складывалось их знаковое для отечественного кинематографа сотрудничество. — Когда Тарковский писал диплом, я еще работал над курсовой, — поведал Кончаловский. — Наше знакомство было смешным и странным. Идя мимо монтажной, я услышал симфоджаз Глена Миллера, а американская музыка тогда была не очень-то разрешена. Я удивился и заглянул. Передо мной сидел вихрастый парень, а на экране монтажного стола экскаватор что-то копал. Соединение музыки и картинки было невероятное, мы тут же снюхались. Дипломная картина Тарковского «Мальчик и голубь» стала их первой совместной работой. Потом была картина «Иваново Детство», которую посмотрел Жан-Поль Сартр. — Он хотел познакомиться с создателями ленты, — погрузился в прошлое Андрей Сергеевич. — Нас вызвали в ЦК и проинструктировали – не брать подарков, вести себя тихо, сидеть смирно. После встречи с Сартром Андрей сразу стал личностью, к нему изменили отношение. И дали снять следующий фильм. Следующим оказался «Андрей Рублев». В 1960-е снимать картину про монаха было равнозначно самоубийству. Но в это время случился юбилей Рублева и властям показалось неприличным его не отметить. — Мы написали огромный сценарий. Андрей снял десять страниц, и у него получилось два часа материала. «Приезжай, у меня сценарий «выползает»», - попросил он. Надо сокращать. Но как? И мы начали просто вырывать из сценария страницы. От этого он совсем развалился, но у Андрея в итоге получился гениальный фильм, — подытожил свое выступление Кончаловский. Подарком для гостей вечера стала торжественная церемония награждения медалями Тарковского. Их вручили создателям «Андрея Рублева». Именные серебряные медали изготовил ювелир Михаил Малютин. На сцену за наградой поднялись народные артисты России Бурляев и Назаров, режиссер монтажа Татьяна Егорычева, вдова легендарного оператора Вадима Юсова Наталья Баганова, Алексей Солоницын, сын сыгравшего заглавную роль Анатолия Солоницына. Арсений Тарковский получил медаль за мать, Ирму Рауш, исполнившую роль дурочки. За эту работу первая супруга режиссера получила в 1970 году престижную награду «Хрустальная звезда» Французской киноакадемии.