В Пермской филармонии состоялось "Рождение Русского концерта"

В Органном зале Пермской краевой филармонии по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия прошел концерт из цикла "Песнопения Великого поста", посвященный жанру русского хорового духовного концерта. В концерте принимали участие ансамбль солистов «Хорус-квартет» (художественный руководитель Александр Рогожкин), ансамбль инструментальной музыки «Сретенье» (художественный руководитель протоиерей Андрей Сапсай), хор Свято-Троицкого Стефанова монастыря (регент Ольга Ануфриева), солисты - Наталья Буклага, Наталья Кириллова и Геннадий Лукиных. Концерт вели протоиерей Игорь Ануфриев, кандидат философских наук Анатолий Жохов и кандидат искусствоведения Ольга Ануфриева. В качестве небольшого «вступления» к концерту прозвучали три песнопения знаменного распева: догматик «Всемирную славу», эксапостиларий Пасхи «Плотию уснув» и «Достойно есть». Основная часть концерта была посвящена русским хоровым произведениям середины XVII - середины XVIII веков: духовным хоровым концертам и кантам. Большинство из прозвучавших в концерте сочинений было создано неизвестными авторами (регентами и певчими XVII-XVIII веков). Наряду с ними были также исполнены несколько произведений Николая Дилецкого и Василия Титова. Авторы концерта поставили также задачу передать общую культурную «атмосферу» эпохи, в которую довелось творить первым создателям «русских концертов». Поэтому наряду с хоровыми произведениями звучала и инструментальная музыка, как зарубежных (Георг Филипп Телеман, Арканджело Корелли), так и русских композиторов (Иван Хандошкин). Значительная часть концерта была посвящена и опытам «литературного переложения» церковных (в том числе, библейских) текстов на язык светской поэзии: были представлены соответствующие стихотворения Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского и Александра Сумарокова. Цикл ежегодных концертных вечеров «Песнопения Великого поста» имеет свою публику и традиционно пользуется у нее большим успехом. Можно отметить, что слушательская аудитория «Песнопений Великого поста» с годами сильно увеличилась, и интерес к этому «абонементу», безусловно, продолжает возрастать.