Анна Чиповская о настоящих актерах, лени и плохих дублерах
Кино начинается с порога небольшой траттории в двух шагах от театра-студии Олега Табакова. Внутри тишина, редкая для московских заведений. Кажется, будто кто-то вместе со звуком приглушил и свет. В глубине на красном диване расположилась главная героиня в исполнении Ани Чиповской. Аня машет рукой, обращая на себя внимание, будто в этом есть необходимость. Дело не в дежурных словах о том, что ее невозможно ни с кем спутать, – в джинсах, сером свободном свитере и с волосами, забранными в хвост, она выглядит вполне скромно. Просто, кроме Ани с чашкой кофе, во всем ресторане сейчас ни души. Да и выглядят эти двое так, будто им больше никто не нужен. «В Москве, как ни откроешь инстаграм, у людей коньки, лыжи, бассейн, встречи с друзьями. А когда у меня выходной, что бывает крайне редко, я не могу себя заставить не то что выйти из дома, а просто встать. Я не понимаю зачем». К моему счастью, сегодня не выходной. Более того, несмотря на вечерний час, день только начинается. После интервью Аню ждет трехчасовой спектакль, а потом поход в гости к Роману Волобуеву. Цель визита актриса объясняет так: «Хочу выразить Роману Олеговичу свое глубочайшее презрение: он завтра уезжает надолго на море, а я не уезжаю. Ни надолго, ни насколько». Волобуев пригласил Чиповскую на главную роль в свой второй фильм – «Блокбастер». Аня играет провинциальную модель Наташу Тюльпанову, страдающую биполярным расстройством. По сюжету та грабит пункт микрокредитования, чтобы оказаться по делам сердечным в Москве, а попутно берет в заложницы Лизу, белокурую девушку на грани нервного срыва (Светлана Устинова). Конечно, никакого презрения у актрисы к режиссеру быть не может. Аня называет Волобуева не только близким другом, но и деликатным начальником, а месяц работы над фильмом – одним из счастливейших в своей жизни. Что касается поездки на море – тут просто наболело: «Последний раз долго, целый 21 день, я отдыхала в детстве, когда мама возила меня в санаторий «Актер» в Сочи по профсоюзной путевке от Театра Вахтангова. Мне было лет восемь или девять. С тех пор ни разу не была на море дольше четырех-пяти дней. И тут я совершила уникальный шаг – запланировала еще зимой отпуск на август. На восемь дней! У меня есть спектакль «Мужчины и женщины» в Театре Вахтангова, который нам ставила литовский хореограф Анжелика Холина. Она имеет обыкновение репетировать летом в Паланге. Прекрасное место на берегу Балтийского моря. Когда я оказалась там позапрошлым летом, стояла шикарная погода, жара. Я подумала, как круто будет приехать сюда в отпуск. С другом детства на моей машине, которую я не умею водить, поехала в Литву. И что же? Все восемь дней лил дождь. Я сидела в четырех куртках на берегу с «егермайстером» и думала: ну вот – запланировала». Спрашиваю, зачем покупать автомобиль, если нет прав, да и водить ты не умеешь. «Я девочка, у меня много красивых мероприятий. Таких, куда можно прийти в платье с огромным шлейфом. Мне нужно свое место, такой домик на колесах, чтобы всегда было где переодеться». Короче, купила себе гримваген, модель Audi Q5. Вспоминаю, как мы встретились в первый раз. Москва, 2 декабря 2013 года, жилой лофт на «Красном Октябре», арендуемый, по слухам, каким-то колбасным королем родом из Франции. Здесь на время расположилась съемочная группа фильма Рената Давлетьярова «Чистое искусство». Петр Федоров играет художника, ввязавшегося в смертельную аферу, Чиповская – его любимую женщину, Александр Яценко – язвительного друга и сообщника. Сегодня у Яценко последний съемочный день, а значит, есть что отметить. На журнальном столике появляется походный набор: водка, черный хлеб, соленые огурчики, «бычки в томате». Чиповская, которая еще минуту назад убедительно дерзила Яценко в кадре, и сейчас не теряется среди мужчин, легко справляясь как с выпивкой и закуской, так и с их вниманием. Впрочем, вечер заканчивается, едва начавшись. Все торопятся домой, к телевизору. На Первом канале большая премьера. Фильм (все уважительно избегают слова «сериал») Валерия Тодоровского «Оттепель», в котором главных героев сыграли все те же Яценко и Чиповская. И если для Саши это будет еще одной яркой работой в богатой фильмографии, то для Ани, несмотря на длинный послужной список, роль Марьяны станет настоящим прорывом. Успех Чиповская пережила относительно спокойно. «У нас же как? Ты четыре года отучился, тебе дали диплом, и человек решает, что все – он артист. А если еще, не дай бог, что-то сыграл за это время и кто-то его узнал – бронзовеет моментально. На Западе по-другому. Там актеры продолжают учиться всю жизнь. Аль Пачино до сих пор разбирает роли до буковки со своим коучем». Готовность работать над собой Аня постоянно доказывает на деле. «Я очень тихий человек. Ничего криминального не совершала. Пьяная на улицах к людям не при... (задумывается) не приставала. Я даже экстремальными видами спорта не занимаюсь, потому что трусиха. А мои героини – ради бога. Пусть хоть вены режут, хоть рыбкой прыгают с крыши. У меня недавно был опыт выхода из зоны комфорта. Мы делали тизер к проекту, который собирались снимать Люба Львова и Сергей Тарамаев. Я играла героиню, которая попала в очень плохую ситуацию. Ее изнасиловали несколько человек. И после этого она идет по городу в коротком платье, колготках, полностью разодранных. Босиком. Вся в крови. Мы снимали в центре Москвы, в Столешниковом. Вечером, в час пик. Пройти надо было всего ничего: от магазина Fendi до конца переулка. Понятно, что есть администраторы. Они просили прохожих не обращать внимания на съемки. Но наш народ дикий. Когда люди видят, что происходит какое-то зрелище, начинают вести себя как обезьяны: свистеть, кричать, улюлюкать. Это было по-настоящему жестко. Даже самые откровенные постельные сцены давались мне легче, чем этот проход». Та самая постельная сцена случилась на площадке фильма «О любви» Владимира Бортко, современной интерпретации сюжета «Анны Карениной». По словам Ани, из сценария нельзя было понять, что придется быть настолько обнаженной, но отказываться от сцен она не стала. «Тебе всегда предлагают дублера, но как объяснить? Все равно все будут думать, что это ты. Моей знакомой актрисе в похожей ситуации как-то надо было выбрать попу вместо cвоей. Она посмотрела, наверное, штук тридцать. В итоге пришла к выводу, что не хочет себе таких поп. Разделась и показала свою – совершенно прекрасную. И потом, у Бортко я все-таки играла про любовь. Нельзя, чтобы сперва показали твое восторженное лицо, а потом тело другой девочки, которая странно двигается или что-то делает не так». Сколько бы Чиповская ни делала «все так», наше кино по-прежнему мужское царство. Наигранно мачистское, если не сказать мужланское, оно редко балует развернутыми женскими характерами. Тот же Данила Козловский, с которым Аня когда-то пересеклась в «Шпионе», воспользовался своим шансом, приложив к таланту и харизме нужное усердие, чтобы стать новым лицом поколения. Чиповской, при прочих равных, сделать это заведомо труднее. Вот и получается, что, несмотря на разнообразные жанровые эксперименты – от дизайнерской антиутопии «Вычислитель» до черной комедии «Суперплохие», – «Оттепель» и роль Марьяны остаются самыми крупными явлениями в ее карьере. Нет у нее до сих пор и настоящего, а не самоназванного блокбастера. Или хотя бы крохотного эпизода в Голливуде. «Из-за границы предложения поступают часто, недавно я опять отказалась. Одним из условий было уехать из Москвы на целых семь недель, с апреля до конца мая. Я не могу себе этого позволить. У меня театр. И «Хождение по мукам». Экранизировать важный роман Алексея Толстого накануне столетия революции пригласили Константина Худякова. Классика советского кино, который не так давно взбудоражил общественность сериалом «Однажды в Ростове», где мастерски скрестил судьбы фальшивомонетчиков и восставших рабочих во времена Хрущева. «Хождение по мукам» – путешествие в более давние и драматичные времена, Петербург 1914 года. «Мне как актрисе это очень нужно. Только если браться за такие вещи, можно что-то узнать про себя. Тем более у Худякова есть чему поучиться. Это, наверное, второй после Валерия Тодоровского режиссер, который так сильно воздействовал на меня». Чиповская играет Дашу Булавину, Юлия Снигирь – ее сестру Катю, Леонид Бичевин – будущего мужа, Ивана Телегина. «Говорят, актеру тяжело выдержать полутона. Но выдать супероткрытые эмоции ничуть не легче. Особенно сейчас, когда все слегка иронично, слегка цинично. Часто слышишь, как при взгляде на романтические и драматические характеры из советского и старого голливудского кино люди говорят: ну камон, как так можно. Но сыграть этот «камон» очень сложно. В какой- то момент у моей героини, Даши, умирает новорожденный ребенок. Смерть постфактум можно играть сколько угодно. Весь фильм можно построить на том, что у детей недавно умер отец, а дальше they are grieving, grieving and grieving. Но смерть сию секунду и не в ситуации войны, когда люди должны быть сильными, а конкретная смерть маленького ребенка, который еще и твой, – совсем другое. Мне было так плохо, будто меня вывернули наизнанку». Слова и эмоции, которыми Аня описывает работу у Худякова, мало вяжутся с разговорами о том, что быть актрисой, в принципе, для нее не главное. «Говорят, настоящий артист – тот, кто без этого жить не может. Я не уверена, что это про меня. Когда заканчивается лето, я начинаю скучать по театру, по сцене. Но сказать, что моя жизнь разрушится, если я перестану быть актрисой... Я вообще не этим живу. Чем-то другим. В основном удовольствием. Книжку почитать, в Рим слетать...» Интересуюсь напоследок, раз она такой гедонист, почему же у нее нет выходных. «Не знаю. Просто все время предлагают что-то интересненькое. Только я в отпуск соберусь – оп, и «Блокбастер».