Войти в почту

Винни Пух против трех богатырей

8 апреля российская анимация отмечает свое 105-летие. После большого перерыва на наших экранах появились наконец долгожданные полнометражные анимационные ленты.Но большинство из них с художественной точки зрения значительно уступают лучшим образцам авторского анимационного кино — «Ежику в тумане» Юрия Норштейна или «Каникулам в Простоквашино» Владимира Попова, например. Почему же в индустриальной анимации сегодня так мало серьезных авторов художественного анимационного кино? — Сегодня индустриальная и авторская анимация — два отдельных направления в кино, — говорит Сергей Сельянов, продюсер фильмов «Иван Царевич и Серый волк», «Три богатыря. Ход конем». — Что вдохновляет режиссеров авторской анимации? «Ярко и емко высказаться» . И это «ярко и емко» в авторской анимации стоит на колоссальном постаменте. Замечательном, которым мы все в России гордимся, потому что это ее лучшие образцы. Ну, а если я вдруг хочу высказаться ярко... и длинно? У полнометражной анимации в России нет сегодня такого постамента. А мне кажется, что полнометражная анимация — замечательный вид деятельности. Меня удивляет отсутствие там режиссеров авторской анимации. Но не идут. Хозяин — барин, насильно мил не будешь. Поэтому кадры индустриальной анимации сейчас и выращиваются заново внутри студий, ее производящих. А вот как на этот вопрос отвечает член Академии «Оскар» Константин Бронзит, чьи фильмы «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса» номинировались на «Оскар»: — Я отдаю себе отчет: мы все самоучки, выучились кустарным способом. Один из моих великих учителей — Юрий Норштейн, хотя он даже об этом не подозревает. А я смотрел его выступления, слушал лекции, анализировал, но он не учил меня. У меня было маленькое «выуживание» информации — из Хитрука и Татарского. Но как взрослый человек отдаю себе отчет: я не умею делать полнометражное кино, и это не кокетство. Покажите мне, кто из наших режиссеров может его делать? Мы все тут сразу же попадаем в зону эксперимента, пугая продюсеров. А вот «небожитель» авторского анимационного кино, создатель всемирно известного «Ежика в тумане» Юрий Норштейн видит ситуацию с иной точки зрения: — Я был независим всегда. Никто не может бросить в меня камень, что я трачу государственные деньги. Зато я сам отвечал за художественный результат. Но когда работал на «Союзмультфильме», там разделения не было — все занимались искусством. И, кстати, делали полнометражные шедевры — «Конек-горбунок», например. То есть индустриальной анимации есть на что оглянуться. Но сегодня того «Союзмультфильма» нет... Способ, которым распределяет деньги Фонд кино с его тендерами, вызывает у меня большие сомнения. Ведь искусство — небезопасная история. Здесь нельзя судить по принципу: «Вложили 2 миллиарда, а получили 2,8 миллиарда, и нам неважно, что мы имеем в ответ в смысле эстетики».

Винни Пух против трех богатырей
© Вечерняя Москва