Войти в почту

Робот и наоборот

В пятницу, 7 апреля, исполняется 70 лет Флориану Шнайдеру, основателю немецкой группы Kraftwerk — одного из самых влиятельных коллективов в современной музыке. Kraftwerk — это The Beatles электроники: их новаторские записи 1970-1980-х годов побуждали молодых людей собирать свои коллективы, а уже знаменитых артистов вроде Дэвида Боуи менять звучание (вторая сторона альбома Боуи Heroes посвящена Шнайдеру). «Лента.ру» собрала 10 популярных групп, обязанных своим существованием Kraftwerk и Флориану Шнайдеру в частности. Британская команда Depeche Mode образовалась в 1980 году, и ее участники всегда называли Kraftwerk своими главными вдохновителями — как и другие артисты синтипопа, среди которых можно назвать Soft Cell, Ultravox или Ereasure. Мартин Гор, композитор Depeche Mode: «Для любого человека моего поколения, вовлеченного в электронную музыку, Kraftwerk были крестными отцами. Их альбомы Radio-Activity (1975), Trans-Europe Express (1977), The Man-Machine (1978) и сейчас звучат современно. Это очень важные пластинки, они просто взорвали электронную сцену. Многие панки благодаря им занялись футуристическими экспериментами, потому что увидели возможность вынести свое творчество за пределы рок-жанра». Хотя Rammstein играют тяжелую музыку, нельзя не заметить влияние роботического настроения Kraftwerk, особенно на ранних альбомах, когда боги танц-метала использовали больше электроники. Как дань признательности своим землякам и вдохновителям, группа Тиля Линдеманна записала в 1997 году кавер-версию песни Das Modell, одного из больших хитов Kraftwerk (1978). «Они были первой настоящей немецкой группой, которую я услышал в своей жизни», — сказал Линдеманн. Электронный дуэт Нила Теннанта и Криса Лоу образовался в 1981 году, когда будущие музыканты встретились в лондонском Челси и сдружились на фоне любви к танцевальной музыке. Немалую роль в их творчестве сыграли унаследованные от Kraftwerk механистичные техно-ритмы и холодный минимализм. Нил Теннант: «Потрясающе: альбом Autobahn — это 1974 год. Они заново изобрели процесс создания музыки. Даже сейчас это исключительная запись. Но альбом, от которого я по-настоящему заторчал, это The Man-Machine. The Model (Das Model) — это невероятная песня и она имела большое значение в эру "новых романтиков"». Минималистическое, угрожающе-пустое звучание группы во многом определили бесстрастные Kraftwerk. Питер Хук, басист: «Мы имели обыкновение включать перед нашими концертами Trans-Europe Express. Людям кажется, что это такая холодная немецкая музыка, но я всегда считал, что вещи вроде Computer Love очень романтичны». Бернард Самнер, гитарист: «Поначалу мне они не понравились — мне не хватало гитары в этих записях. Но потом я влюбился в Trans-Europe Express. Он звучал отлично: такой темный электронный суп. И отсутствие гитары меня уже ни капли не беспокоило». Если взрослые сознательные люди изображают из себя роботов и играют электронную музыку, во влиянии Kraftwerk можно не сомневаться. Заимствования настолько очевидны, что французские музыканты позволяют себе постмодернистскую иронию: когда их спрашивают, не хотели бы сотрудничать с Kraftwerk, они отвечают «Мы с роботами не работаем». Норвежцы A-ha появились в эпоху «новых романтиков». Синтипоп, музыка, которую они исповедовали поначалу, обязана своим появлением Kraftwerk. Неоромантики наполнили чувственным порывом отрешенное звучание, придуманное группой Флориана Шнайдера. Один из самых больших хитов ранних A-ha — Take On Me — звучит, как если бы Kraftwerk сбросили с себя маску невозмутимости и запели серенады под окнами блочных многоэтажек. Один из первопроходцев хип-хопа Африка Бамбаатаа вдохновлялся Kraftwerk, и в частности их треком Trans Europa Express, при создании своей классической вещи 1982 года Planet Rock. Таким образом немецкие экспериментаторы оказались причастны к истории появления и развития хип-хопа. Музыка Kraftwerk стала той основой, используя которую так называемая «Белвиллская троица» из Детройта (Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сандерсон) изобрела стиль техно. Как сказал Карл Крэйг, диджей и продюсер, «в начале 1980-х в Детройте Kraftwerk считались богами. Черным ребятам нравилась такая музыка, это было почти как Джеймс Браун. В ней присутствовал неослабевающий грув». Хуан Аткинс: «После того, как я услышал The Robots, трек Kraftwerk, я начал использовать секвенсоры. Мне понравилось это четкое сухое механическое звучание». Деррик Мэй: «Техно — это как если бы Kraftwerk и Джордж Клинтон застряли в лифте, и у них есть только секвенсор, чтобы развлечься». Британский экспериментатор Ричард Дэвид Джеймс, он же Aphex Twin называет Kraftwerk в числе своих любимейших коллективов. Он часто сэмплирует их композиции для своих треков. Например, для вещи Renalgade Sonar Афекс Твин позаимствовал фрагмент трека Uranium с альбома Kraftwerk Radio-Activity.

Робот и наоборот
© Lenta.ru