Войти в почту

Антон Зарицкий: Поколение мемчиков и "форсажей"

Редактор Sobesednik.ru — о неуспехе фильма «Время первых» в прокате и провале «патриотического образования» в России. В выходные стало известно, что российский блокбастер «Время первых» о героизме первых советских космонавтов не оправдал ожиданий прокатчиков: кассовые сборы за первый уикенд оказались вдвое ниже запланированных. Сеансы фильма, ради которого Министерство культуры даже планировало передвинуть премьеру очередной серии голливудского «Форсажа» в России (но в итоге нашли компромисс), в некоторых кинотеатрах отменялись. Голливуд производит немало фильмов об американцах героических профессий. Это популярные блокбастеры. На экране бух-бах-тарарах, взрывы и спецэффекты, ледяной космос и горящая пустыня, погони и перестрелки — и на фоне всего этого разворачивается борьба «наших» с «ненашими», или с природными катаклизмами, или с инопланетным вторжением. Особенности жанра «развесистая клюква» не мешают записываться на подкорочку посланию любви к звездно-полосатой Родине — отсюда, дескать, и патриотизм, и лояльность к флагу; почему нам нельзя? — так обычно звучат аргументы поборников патриотического воспитания через массовую культуру. Не в последнюю очередь эти люди обычно рассчитывают на «подрастающее поколение». «Время первых» запустили в кинотеатрах с четверга, и посещаемость сеансов, как сообщается, приблизилась к плановой только к выходным. Что-то подсказывает, что в рабочие дни — до того, как в торговые центры с прилегающими мультиплексами выбрались семьи с детьми — основную кассу должна была сделать молодежь. Та самая молодежь, которую и правда уже несколько лет подряд на разные лады патриотически окормляют. И та самая молодежь, про которую теперь все так силятся понять, почему она протестует и пополняет ряды несанкционированных борцов с коррупцией. Когда на днях у Андрея Макаревича в одном из интервью спросили, как он объясняет эту неожиданную активность новоиспеченных граждан России, он съязвил: «Я думаю, это первый эффект талантливых уроков патриотизма». Немалую часть этих уроков составляет запугивание «кровавыми девяностыми» и прививание ностальгии по временам, в которые сегодняшние школьники никогда не жили. Когда нас все уважали и боялись, газированная вода из уличных автоматов была так вкусна вприкуску с колбасой по 2.20 — и когда все мальчики мечтали стать космонавтами. Но вот фильм, как будто спрограммированный и заточенный в том числе под обработанную таким образом аудиторию. Фильм, как писал Sobesednik.ru, один из самых знаковых в году. Его выход приурочен к дате: скоро 12 апреля, годовщина полета Гагарина. Если эта лента не оправдывает ожиданий по кассовым сборам, по всей видимости, на эти образы нет спроса? Есть ли этому объяснение и знаем ли мы, что на самом деле интересует российскую молодежь? По всей видимости, нет. Иначе бы не было таких яростных и скороспелых попыток впрячь ее то в одну телегу, то в другую — «навальнистов», «изменников Родины», «запроданцев Госдепа», «зажравшихся малолеток, не нюхавших 90-х»... Всё это на самом деле не более чем попытки заткнуть молодым рот. То, что их выступления и их активность настолько неожиданны, доказывает лишь одно: мы почти ничего о них не знаем. Это неудивительно в условиях, когда СМИ превращены в пропагандистские рупоры и не отражают существующую реальность, а формируют альтернативную. Мы предлагаем новым людям, вступающим в жизнь (в том числе общественно-политическую), суррогаты и эрзацы, к которым сами уже привыкли. Они отказываются; мы говорим: зажрались. К слову, о пропаганде: прокатчики «Времени первых» сетуют на недостаток рекламы — и уповают в том числе на спецпоказ в Кремле 12 апреля, на который должен прийти Владимир Путин, как на возможность привлечь внимание аудитории. Интересный вопрос, наверное — кто сегодня круче и популярнее: Гагарин или Путин.