Войти в почту

Государственный симфонический оркестр Татарстана отпраздновал 50-летие

Вспоминая судьбу своего выдающегося предшественника, Сладковский рассказывает "РГ" о том, почему история бывшего рахлинского оркестра так актуальна для современного Татарстана. Что значит рахлинская история для вас? Александр Сладковский: Восторженное отношение к памяти Натана Григорьевича Рахлина не покидает меня ни на минуту. Трудно объяснить, чем так цепляет заключительный - казанский - этап биографии этого великого советского дирижера. Наверное, реализованностью идеи образцового оркестра, который Рахлин создавал уже после того, как был неправедно отстранен от руководства Госоркестром Украины. Понимаете, речь идет о деятельном, не смиренном духе человека, которому было уже за шестьдесят, когда ему предложили создать с нуля симфонический оркестр в Казани. Предложение он получил, кстати, от такого же, как и он сам, подвижника, татарского композитора-классика Назиба Жиганова. Свою первую симфонию Жиганов написал на выпуске из Московской консерватории в 1938 году. А вторую - в 1968-м, когда симфонический оркестр Татарской филармонии, как его тогда называли, уже был создан. Когда человек к чему-то идет долгие тридцать лет, это говорит об огромной работе души. Самое удивительное, что оба сделали то, что хотели. После того как в республике был создан симфонический коллектив, Жиганов написал еще шестнадцать симфоний. А Рахлин, в 1969 году впервые привезя казанский коллектив в Москву, вызвал ошеломление: никто не верил, что за два года можно было создать оркестр высочайшего уровня и что все духовики в оркестре - казанские. Сейчас духовая группа "татарских симфоников" - без преувеличения мощнейшая из стационар-ных в России, а судя по декабрьскому туру с пиковым выходом на сцену венского "Музикферайна" - и в Европе. Как вам это удалось? Александр Сладковский: Начать правильнее, наверное, с того, что в идею возрожденного оркестра Татарстана надо было поверить. Когда я получил предложение президента республики Рустама Минниханова возглавить этот оркестр, тактика и стратегия предстоящей работы разрослись в план из нескольких десятков пунктов. Как всякий нормальный человек, я, конечно, немного мечтал. Но из того, о чем мечталось шесть лет назад, кое-что выполнено. Полностью обновлен инструментарий оркестра, на Sony Music выпущен комплект "Музыка композиторов Татарстана", - его записал в Казани и продюсировал именитый берлинский звукорежиссер Филипп Нидель. Мы вышли в эфиры европейских каналов классической музыки, в частности, на Mezzo и Medici.tv. Заключили договор с агентством IMG Artists, которое, кроме нас занимается Большим театром и Госоркестром России. Буквально в декабре юбилейного сезона оркестр отметился выступлением в Мекке европейского симфонизма - венском "Музикферайне". До меня, человека немецкоговорящего, отзывы венских слушателей не флюидами долетали, - я их слышал в реальности. Подобные истории очень поднимают самооценку музыкантов, - говорю не о себе, а о своих ребятах. Европейское признание им было необходимо, как воздух. И они его заслуженно получили. В каком-то внутреннем диалоге с Рахлиным вы состоите? Александр Сладковский: Спасибо за вопрос. Мне дорого даже то, что путь в дирижеры я начинал из трубачей, как и Рахлин, который кроме скрипки играл на трубе, кларнете, тубе и баритоне. А если серьезно, из семи наших ежегодных фестивалей три, как минимум, возникли на "рахлинской" базе. Он играл классику, и эту часть симфонической коллекции мы развиваем фестивалем "Рахлинские сезоны". Он играл много премьер татарских академистов, - так родился фестиваль имени Жиганова, в этом году он проходил уже второй раз. Фестиваль современной музыки Concordia им. С. Губадулиной - это очевидно - подсказан опытом исполнения Рахлиным композиторов-современников. Заглянем в программу двух первых, так сказать. инаугурационных концертов в апреле 1967 года. Первый вечер в Оперном театре Казани, другой площадки у оркестра тогда еще не было, Рахлин начал опусами Хачатуряна, Холминова, Жиганова, Прокофьева, от которых пошел на симфоническую глубину - к Чайковскому, Вагнеру и Баху. А буквально на следующий день он дирижировал Одиннадцатой симфонией Шостаковича, отмечая десятилетие ее московской премьеры, которую он же "играл" с оркестром Московской филармонии. Это абсолютно реальные факты. Возвращаясь к вопросу о моем диалоге с Рахлиным и его временем, минувшим летом Госоркестр Татарстана записал для фирмы "Мелодия" все симфонии Шостаковича и все его инструментальные концерты. Это не только жест уважения одному из родоначальников нашего оркестра, это серьезная заявка почувствовать себя фигурантами истории, которая продолжается. Есть небезосновательная музыковедческая гипотеза, что в продвижении идеи симфонического оркестра Жиганову в свое время помогал Шостакович. Мне кажется, к таким вещам, которые закольцовываются самим ходом времен, важно очень внимательно относиться. Рахлин начинал учиться дирижированию в 1926 г. в Киеве у Валериана Бердяева, выпускника Лейпцигской консерватории по классу Артура Никиша. Вас с вашими австрийскими корнями этот "европейский росток", прижившийся в культуре Татарстана не удивляет? Александр Сладковский: Наоборот, радует. В Казани ведь очень много архитектуры модерна, стиля тоже европейского. Вообще нельзя недооценивать этот город, который в ХIХ называли "Поволжские Афины", - тут открылся третий в России после Москвы и Петербурга университет. Позитивный имидж современного Татарстана означает открытость республики всему миру. Наравне с высокими технологиями, симфоническая культура становится своего рода визитной карточкой, предъявляемой стране и миру как бы от лица Татарстана. Потому у нашего оркестра и амбиции такие: мы не завоеватели, мы представляем, вживую демонстрируем современный уровень того, о чем мечтал Рахлин, когда создавал в Казани, как он говорил, "оркестр лучший из лучших". Время не стоит на месте. Сегодняшний оркестр Татарстана должен звучать по-сегодняшнему, что он и делает, удивляя рецензентов репертуарным объемом и эталонным качеством звука. Когда я говорю: наш оркестр это суперсовременная "машина ручной сборки", созданная под конкретного "пилота", это значит, что весь симфонический репертуар я ставлю в испытательную - для этой "машины" - ситуацию. Меньше чем через две недели на "Рахлинских сезонах" мы представим Шестую симфонию Малера. Кроме системного пополнения малеровской коллекции, к собиранию которой в Казани приступил еще Рахлин, уверяю, вы услышите Малера ХХI века. Справка "РГ" В 1962 г. Натан Рахлин, будучи главным дирижером оркестра Московской филармонии, желанным гостем многих филармонических сцен страны был вынужден покинуть созданный им Государственный оркестр Украины. Какими бы ни были причины его увольнения, к шестидесяти годам великий музыкант оказался изгоем и иначе как Агасфер себя не называл. После создания в республике собственного симфонического оркестра татарского композитора-классика Назиба Жиганова словно подменили. Начиная с 1968 года из главного оперного автора он превратился в главного симфонического композитора Поволжья. Указ Министерства культуры РСФРС о "Создании оркестра Татарской государственной филармонии" вышел 1 октября 1966 г. Но набор оркестрантов начался за неделю до выхода московского указа. Загодя вызывая на конкурсные прослушивания Рахлина, Жиганов точно знал: оркестру - быть. Вероятнее всего, об этом ему сообщил Д.Д. Шостакович. Появление Александра Сладковского в Казани ознаменовало начало структурного переворота республиканского музыкального проекта.

Государственный симфонический оркестр Татарстана отпраздновал 50-летие
© Российская Газета