Войти в почту

Игорь Растеряев: Я не символ русского характера

В далёком 2010-м автор этих строк проводил свой отпуск на даче в Подмосковье, ко мне тогда подошёл сосед и попросил найти ему в интернете песню «про трактористов». На уточняющий вопрос: «А кто её поёт?», тот ответил, что не знает ни исполнителя, ни названия песни, знает только, что поётся про комбайнёров и трактористов. «Мне это очень важно, пойми ты, — увещевал сосед. — Эта песня ж про меня. Я и есть тот самый комбайнёр и тракторист, про которых поётся в песне, какая разница, кто автор». Песня в итоге нашлась в Сети практически мгновенно: на видео ничем не приметный мужичок сидел на кухне в компании друзей с гармошкой «хромкой». Тогда и всплыла впервые фамилия «Растеряев», но, правда, быстро забылась. До хита «комбайнерам» тогда еще было далеко, хоть и в тот момент у ролика, на котором Игорь Растеряев исполняет свой будущий хит, уже было больше пары миллионов просмотров. Но уже через пару лет эту фамилию знал и стар, и млад. Если на литературном поприще амплуа «своего парня» давно занял Захар Прилепин, а в киноиндустрии это звание оспаривают Пореченков и Хабенский, то на отечественной музыкальной сцене эта ниша оставалась долгое время вакантной. (Шнур, к примеру, хоть и поет «о близком», но со стебом, не от души). Пока не появился Растеряев… Спустя семь лет после общения с деревенским соседом, автору этих строк выпала возможность лично пообщаться с Игорем о его творчестве, личной жизни, концертах и многом другом. — Игорь, Ваши родители художники, вы закончили театральную академию в Санкт-Петербурге, после играли в театре. Почему решили стать музыкантом? — А я музыкой собственно говоря и не занимался. Просто люди по ошибке решили, что я музыкант, а я не стал их разочаровывать и разубеждать. Согласился на первый концерт в Москве, в далёком 2010-м, ну и поэтому пришлось помимо «Трактористов» придумать ещё парочку песен. Ну, а дальше пошло поехало. — Говорят что «талантливый человек — талантлив во всем». Вы поете, играете на гитаре, гармони. А какой был первый инструмент? — Ну касательно фразы «талантливый человек — талантлив во всем» — в математике я дуб дубом (смеётся). А начинал я играть на домре и балалайке, это было ещё в школе, но это всё так, по-любительски. Да и до сих пор, собственно, я не считаю себя профессионалом, я даже нот не знаю, о чём ты, какой талант! — Как Вы сами можете охарактеризовать свой стиль музыки? — Ну наверно это авторская песня. Я же автор своих песен, я же исполнитель. — Лирика Ваших песен основана на личных переживаниях и опыте? Кто был прообразами героев, ваши друзья? — Сложно сказать если честно. Я и сам не до конца понимаю. Есть мелодия — её мне даёт гармошка. Есть темы, которые мне близки — те же самые трактористы, это все мои друзья, сельские ровесники. Где-то конечно прослеживаются биографические нотки, но не везде. То есть по песням вы не отследите полностью мою биографию. Я думаю это генетика, то что сидит в подсознании. Ты не можешь из себя это вытащить сам, это может сделать только гармонь. Я «гармошкозависимый», понимаешь? Все темы именно она мне диктует. Автор песен на самом деле не я, а гармонь. Именно она вытаскивает из меня их. — Пользователи Сети Вас часто называют отражением и лицом «русского национального характера». Что думаете по этому поводу? — Слава Богу у меня пока хватает мозгов не называть себя самого отражением и лицом «русского национального характера». Ты на меня посмотри, чем я русский национальный характер? Тем, что играю на гармошке? У нас много кто играет на гармони. Не, я под такое описание не подхожу. Надо быть скромнее и проще. — Расскажите о Вашем друге — Лёхе Ляхове. Он режиссирует и снимает Ваши клипы, он же и выложил в Сеть первую запись песни «Комбайнеры», записанной на мобильный телефон. Как Вы с ним познакомились и в последствии подружились? — Познакомились мы с ним в 1993-м году, в Раковке, во время набега на сады спящих колхозников. Во время набега выяснилось, что мы оба рыбаки. Стали ходить вместе рыбачить, нам на тот момент было по 13 лет. А потом много лет спустя, когда я написал песню «Комбайнёры», он записал её на телефон и выложил в интернет. Ну, а потом ему пришлось дальше снимать и становиться режиссёром, а мне пришлось становиться музыкантом, ну или по крайней мере притворяться им. — Вы играете каверы на КиШ, Сектор Газа, Ленинград, ДДТ. Как это воспринимает публика и не было ли проблем с «авторством»? — Проблемы были, врать не буду. Кое-кто запретил играть каверы, а некоторые отнеслись вполне спокойно. Тот же самый Князь из КиШа вообще спокойно относится к этому, мы с ним даже вместе выступали, помню играли песню «Лесник». Даже на меня кавер сделали — Лиза Монеточка перепела песню «Комбайнёры», мне понравилось. А сам я собственно почему исполнял каверы — да потому что я учился играть на гармошке на основе этих песен. А уже потом исполнял их на концертах, потому что своих песен было очень мало. Сейчас то у меня программа на добрых два часа. — Какую музыку предпочитаете слушать? Можете выделить кого-нибудь из современных исполнителей? — Ой, я много чего слушаю, особенно то, что разгружает мозги. То, от чего можно расслабиться и не о чём не думать. А так никого особенного выделить не могу. А хотя нет, вру, Enjoykin! Это же вообще мой кумир, я его очень люблю, классные вещи делает. — Ну, а чем занимаетесь в свободное от музыки время? Хобби есть? — Да тут вообще всё просто — рыбалка — любимое хобби. Ещё очень люблю гулять по Питеру. Иногда по ночам гоняю там на своём стареньком автомобиле. Мне вообще Питер нравится, там никто никуда не торопится, там у меня друзья, однокурсники. Там время стоит, как официант, который ждёт, пока ты решишь, что же будешь заказывать. А в Москве не так всё — тут все куда-то бегут, спешат, суетятся. Не мой это образ жизни. Не моё это. — Как относитесь к современным гаджетам и технологиям? Какой у вас телефон, например? — Не смеши меня! Я тебе сейчас покажу свой телефон. У него вон крышка треснула на две части, бумажка подложена, чтобы аккумулятор не выпадал. А ты говоришь технологии, гаджеты. Это мой второй телефон в жизни, первым был Нокиа 3310. Но тебе честно скажу — я уже года полтора хочу поменять телефон и наверное сделаю это в ближайшее время. Не знаю какой куплю, наверное что-нибудь попрочнее, чтобы не бился и заряда надолго хватало. — Почему Вы довольно редко выступаете, всего 3−4 раза в месяц? Чем это обоснованно? Хотели бы больше? Например концертов 10 в месяц… — Для меня 3−4 концерта в месяц это предел. Если бы я давал 10 концертов в месяц, я бы наверное застрелился. Ты представь, это у меня сегодня в Москве концерт, а завтра в Питере, тут всего 8 часов езды. А если Тамбов, Рязань, Владивосток… это же перелёты, переезды, это значит дома почти не бывать, да чисто физически тяжело. А когда мне тогда найти время для нового творчества? Да и вдруг мне это вообще надоест, если давать такое количество концертов. — То есть вам надо соскучиться по концерту, по публике? — Конечно! У меня даже когда перерыв большой между концертами бывает, то иногда забываю как играть или как петь, как на кнопки нажимать. И я считаю что это хорошо, нет вот этого автоматизма, всё честно, всё естественно. — Когда Вы играете на большой сцене, когда множество зрителей и когда играете в кругу друзей — это два разных человека? — Ты знаешь, раньше было два разных. А со временем я стал себя ловить на мысли, что когда сидишь с друзьями например на кухне, захотелось сыграть, и ты начинаешь понемногу, потом всё больше и больше расходишься, а потом тебя уже качает как на концерте, тебя прёт, ты не можешь остановиться. В последнее время так происходит всё чаще и чаще. — Что нужно, чтобы концерт получился хороший? — Чтобы гармошка не сломалась. Эта железяка иногда бывает наворачивается. Так то я почти всё время играю на своей первой гармошке, которую купил давно в комиссионке. Но недавно вот заказал новую «Чайку», из Ростова. Мне в Москве концерты очень нравятся, тут публика хорошая. Тут же в основном клубы, народу много и энергообмен классный.

Игорь Растеряев: Я не символ русского характера
© Ридус