Войти в почту

Персимфанс XXI века

Концепция концерта-перформанса, созданная Петром Айду и Григорием Кротенко представляла собой своего рода реконструкцию эпохи, причём она включила в себя и композиторскую и исполнительскую символику времени. Произведения Ю. Мейтуса, С. Прокофьева, С. Ляпунова и Д. Хармса были исполнены оркестром, воссоздавшим и продолжившим традиции Первого симфонического ансамбля Моссовета, который существовал с 1922 года по 1932, Персимфанса, основанного на революционной идее равенства, своеобразно воплощённой в оркестре без дирижёра. Петр Айду. Фото: Владимир Зисман Персимфанс 20-х, как и нынешний, собрал лучших оркестровых музыкантов. Бóльшая часть музыкантов, работавших в Персимфансе 1922-1932 годов, оставила свой след в истории как выдающиеся исполнители и педагоги – достаточно назвать такие имена как А. Ямпольский и О. Эрдели. Оркестр на сцене располагался иначе, чем это свойственно симфоническим оркестрам, поскольку внимание музыкантов сосредоточено не на дирижёре, а постоянно переключается в зависимости от того, какой солист или группа инструментов являются в данный момент определяющими или самыми существенными. При рассадке оркестра на сцене были использованы результаты и опыт экспериментов Персимфанса – группы инструментов располагались таким образом, чтобы музыканты во время исполнения могли видеть друг друга и активно взаимодействовать. Идея “распределённой ответственности”, примерно такая же, как в камерном музицировании, дала свой результат – оркестр звучал чрезвычайно эмоционально. Фото: Владимир Зисман Симфоническая сюита Ю. Мейтуса “На Днепрострое” (1932) заняла, наконец, своё историческое место рядом с “главным” произведением советского музыкального конструктивизма “Заводом” А. Мосолова. Скрипичный концерт №1 С. Прокофьева прозвучал в исполнении Аси Соршневой, художественного руководителя фестиваля LegeArtis, в рамках которого и состоялся этот концерт. Ася Соршнева на репетиции. Фото: Владимир Зисман Симфоническая поэма С. Ляпунова “Гашиш”, программное произведение, написанное в 1913 году по одноимённой поэме А. Голенищева-Кутузова, относится к музыкальной традиции XIX века. Это романтическое произведение, по стилю напоминающее ориентальные страницы музыки М. Балакирева или Н. Римского-Корсакова. В финале концерта прозвучало сочинение Даниила Хармса (1934) под названием “План кантаты “Спасение”, исполненное артистами оркестра уже в качестве хора a capella. Технически оно представлено в виде таблиц с текстом, в которых прописаны партии четырёх голосов, представляющие довольно сложную полифоническую конструкцию. Восторженная реакция публики лишь подтвердила тот факт, что что на сцене БЗК произошло настоящее культурное событие и открытие.

Персимфанс XXI века
© Ревизор.ru