Ещё
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

Космос как предвидение 

Космос как предвидение
Фото: Lenta.ru
Первые в истории фильмы о космических путешествиях, архивная классика советских фантазий о других планетах и галактиках, редкий документ реальных будней обитателей земной орбиты (и распада СССР), даже VHS-перформанс — программа стартующего в День космонавтики фестиваля Spaceweek полна открытий для фанатов фантастики. Главные события смотра — в гиде «Ленты.ру».
«Оторванные от настоящего» (режиссер — Андрей Ужица, 1995)
Фильм культового румынского документалиста Андрея Ужицы считается классикой настоящими знатоками нон-фикшна — но почти неизвестен широкой публике. А зря: «Оторванные от настоящего» — это не только первый в истории человечества фильм, снятый на пленку за пределами Земли (кинокамера была установлена на станции «Мир», причем ей по просьбе Ужицы удаленно управлял великий оператор ), но и впечатляющий документ реальных будней пребывающих на орбите космонавтов — и Анатолия Арцебарского, работавших на «Мире» вместе с британкой Хелен Шарман в 1991 году. Научные опыты разной степени удачности и долгие часы безделья, образцовое, включающее дискотеку в невесомости дуракаваляние и переговоры с домом — снимавшие свои будни на выданные Ужицей видеокамеры обитатели вращающейся вокруг Земли МКС показывают, что в космосе есть место не только завиральным приключениям и драмам из блокбастеров, но и простой, даже чаще, чем на Земле, наполненной скукой жизни. Крикалев пробыл на орбите дольше всех — вплоть до весны 1992-го — и когда вернулся на родину, та уже называлась не СССР, а Россией.
«Небесный корабль» (режиссер — Форест Хольгер-Мадсен, 1918)
В феврале «Небесный корабль» показывали в рамках посвященной жанру сай-фая спецретроспективы на Берлинском фестивале — и этот наивный, архаичный фильм производил на большом экране не меньшее впечатление, чем великие «Чужой» с «Бегущим по лезвию». Хольгер-Мадсен снимал эту историю путешествия нескольких энтузиастов на Марс на излете Первой мировой, поэтому неудивительно, что смотрится она прежде всего пламенным антивоенным высказыванием, призывом одуматься, направленным в адрес обезумевшего человечества. Сам полет не обходится для бравых датских космонавтов без проблем — сильно пьющий американский коллега чуть не устраивает мятеж, но все невзгоды искупаются марсианским открытием: на Красной планете обнаруживается давно избавившаяся от злобы и насилия цивилизация веганов-пацифистов. Их утопическое, выглядящее как гибрид афинской демократии и эстетики ар-нуво общество служит одним из первых в истории фантастики видений иной цивилизации. Также на Spaceweek покажут первый британский фантастический фильм «Послание с Марса» (1913) и удивительный док-коллаж немца Ханнса Вальтера Корнблюма «Небесные создания», который пытался свести воедино все знания человечества о космосе по состоянию на середину 1920-х.
«Икар-1» (режиссер — , 1963)
Вдохновленный «Магеллановым облаком» Станислава Лема «Икар-1» доказывает, что передовая фантастика в 1960-х могла выходить и из недр восточноевропейского кино. Более того, широко известно, что фильм Полака всерьез повлиял и на  в период его подготовки к съемкам «Космической одиссеи 2001» (эти гексагональные коридоры невозможно спутать ни с чем — и у Полака они появились первыми). «Икар-1» не смотрится устаревшим и сейчас — напротив, кажется образцом фильма о космическом путешествии: утопические картины Земли ХХII века, изобретательный подход к изображению иных планет и вселенских пейзажей, емкий, лаконичный и при этом глубокомысленный сюжет, не избегающий ни парадоксов времени-пространства, ни приключенческих мотивов, наконец, даже сопровождающий экспедицию робот с пенсионерскими комплексами (куда более элегантно прописанный, чем, например, какая-нибудь железяка из «Интерстеллара»). Написанный же Зденеком Лишкой электронный саундтрек вошел в классику авангардной музыки для кино.
«Планета бурь» (режиссер — , 1961)
Эпохальный фильм Павла Клушанцева (впоследствии и Питер Богданович сделают сразу две его переделки для американского проката — и для режиссеров Нового Голливуда вроде Лукаса и Спилберга эта картина станет источником собственного космического вдохновения) представляет, возможно, лучший образец оттепельной мечты о космосе, объединявшей советское общество. «Планета бурь» снималась в год полета Гагарина и полна не только энтузиазма насчет мира, ждущего человечество на других планетах, но и довольно дельных соображений о том, как будущие космические путешествия должны быть организованы. Сюжет производит впечатление отсутствием характерных для современной фантастики завиральных идей — ну разве что на Венере, куда отправляется советско-американская экспедиция из трех космических кораблей, обнаруживаются существа, напоминающие птеродактилей, а также следы некогда обитавшей здесь цивилизации. Клушанцев при этом вписывает в подкорку приключений своих космонавтов неглупую, важную для себя идею о появлении жизни на Земле — ее он называл палеоконтактом. Что до другой советской классики сай-фая, то в программе Spaceweek есть также просветительская фантазия Виктора Моргенштерна «Я был спутником Солнца» (1959) и снимавшийся по заветам Циолковского «Космический рейс» (1935).
Видеоперформансы
Когда-то VHS-кассеты были таким же символом наступающего будущего, что и исследующие космос роботы — а в Советском Союзе второй половины 1980-х видеосалоны и вовсе были храмами киноутопии, уравнивавшими как сами фильмы, так и пришедших поучаствовать в коллективном их просмотре зрителей (легко можно было наткнуться на идущие встык сеансы, например, одной из серий трэшевого «Американского ниндзя» и тяжеловесной драмы «Птаха» ). Этот опыт — применительно к фантастике — Spaceweek попробует повторить в формате видеоперформансов критика Станислава Ф. Ростоцкого, главного в стране специалиста по жанровому кино и полноценного певца эпохи видеосалонов, способного не только мгновенно переключаться в диалоге как между тайными шедеврами категории «Б», так и между анекдотами о буднях киноманов времен перестройки.
Фестиваль Spaceweek пройдет с 12 по 23 апреля в Новом пространстве Театра Наций. Подробное расписание см. на официальном сайте киносмотра
Советские звезды, сломанные жизнью