Войти в почту

Недобрые сказки Тима Бертона

Бертон не любил комиксы, но ему нравились Бэтмен и Джокер. Режиссер не побоялся пойти против армии фэнов рисованных историй и привлечь в свой проект актеров, которые своей обликом и имиджем противоречили каноническим представлением сыгранных ими персонажей. С Бэтменом Бертон чувствовал внутреннее родство и пропускал действия супергероя через себя. Над создателями и массовым восприятием в то время довлел снятый в шестидесятых китчевый сериал про Человека-летучую мышь и режиссер принял решение не избегать абсурдности в сюжете своей будущей картины. Облик Готэм-Сити решили сделать карикатурным, чтобы не проигрывать в сравнении с вышедшим «Бегущим по лезвию», так как фильм Ридли Скотта невозможно было превзойти в визуальной стороне. В итоге вышедший на экраны в 1989-м «Бэтмен» стал самым кассовым фильмом года, что надолго вписало имя режиссера в ряд тех, кому можно доверить крупнобюджетные проекты. Сейчас эта лента смотрится архаично и даже глупо, что признает сам Бертон, но для своего времени это был прорыв в кинокомиксах. «Бэтмен» создавал сказочно-готическую атмосферу, в которой органично обитали волшебник-Джокер и зооморфный Пингвин. Позднее режиссера решили привлечь к постановке «Супермена», где главную роль должен был исполнить Николас Кейдж. Бертон год работал над проектом и уже готов был начать съемки, но студия испугалась, что бренд супергероя может быть загублен, и пошла на попятную. Несмотря на нежелание вновь делать супергеройское кино, режиссер вернулся к теме человека-летучей мыши в «Бэтмен возвращается» и этот фильм вновь ждал кассовый успех. Однако дальше у Бертона пошли провалы с «Эдом Вудом» (который, тем не менее, получил хорошие отзывы прессы) и особенно — с «Марс атакует!». В 1999-м выходит «Сонная лощина» — самый крупнобюджетный проект режиссера (100 млн. долл.), с Джонни Деппом в главной роли. Над экранизацией произведения Вашингтона Ирвинга работала команда профессионалов: сценарист, придумавший сюжет «Семь», продюсер Скотта Рудина («Шоу Трумэна») и даже Том Стоппард. Бертону было где развернуться в своей любимой эстетике мертвечины. Для съемок был выстроен студийный павильон, хотя изначально процесс должен был происходить на природе. Бертон старался использовать как можно меньше компьютерных спецэффектов, на которые частично списывал провал с «Марс атакует!». «Сонная лощина» стала венцом усилий режиссера в создании экспрессионистской атмосферы в своих фильмах, — он даже хотел снять эту картину на черно-белую пленку в «квадратном» формате.

Недобрые сказки Тима Бертона
© ИА Regnum