Кинофестиваль "Дубль дв@" собрал больше 200 зрительских рецензий
Два жюри - главного конкурса и короткого метра - огласят имена новых лауреатов. Получат свои награды и лауреаты Приза зрительских симпатий - выбранные зрителями фильмы полного и короткого метра, а также исполнитель/исполнительница лучшей роли. "Дубль дв@" - фестиваль для зрителей. Его программа включает картины, которые, по нашему мнению, заслуживают лучшей участи именно на массовых экранах. В этом году таких картин, сочетающих доступность с высоким художественным качеством, оказалось много - даже наше искушенное жюри честно призналось, что открыло для себя с десяток талантливых фильмов. Все интереснее становится почта фестиваля - более 200 зрительских рецензий, опубликованных в форуме. Отклики подтвердили увеличивающийся разрыв между киноведческими теориями, зовущими кинематограф в дебри артхаусного самовыражения, - и тем, что реально ищет публика в кино. Киноведов, по многим признаниям, тошнит от слов "доброе кино" - публику тошнит от расплодившихся самовыражений; в нелегкое время она особенно тоскует по кино, условно говоря, терапевтическому. Поэтому особенным успехом пользуются фильмы, как выразился член жюри режиссер Александр Котт, - "теплые", человечные, несущие душе свет. Кинотеории утвердили в мозгах ложный тезис насчет кино, отражающего жизнь буквально - то есть со всей ее грязью, физиологией и матом, поставив таким образом вне теорий почти всю практику мирового искусства. Критики занялись сличением диалогов картин с уличным сленгом, обходящимся тремя буквами, - и не найдя этих букв и вожделенного чернушного "реализма", обрушивают на фильм громы и молнии, обвиняя авторов в искажении "правды жизни". И зрители нашего фестиваля уже почти извиняются, признаваясь в том, что им понравилась киносказка "Тэли и Толи", где Грузия только лучезарна, приветлива, гостеприимна и песенна. И зря извиняются: в свое время именно сказки Голливуда спасли кризисную Америку от ипохондрии, вселяли в общество веру в человека и добро. Что, конечно, не отменяет всех прочих функций искусства - критических, аналитических, обличительных: фильмы разные нужны. Фестиваль предложил более разнородный, чем обычно, набор жанров. Рядом с бунтарским молодежным "Тряпичным союзом" и остросоциальной "Коробкой" шла тихая камерная драма "Поездка к матери", живописная артхаусная притча "Ангелы революции" соседствовала с немудреным курортным анекдотом "Сдается дом со всеми неудобствами" и чистейшей воды детективом "Мой убийца". Были мощные, метафорически сложные, требующие раздумий образы "Монаха и беса" и простые житейские истории типа "Ближе, чем кажется". Соответственно этому предложению выстроилась и диаграмма зрительского спроса - симпатии большинства зрителей были на стороне жанрового кино: чем более зашифрован авторский почерк, тем меньше у него поклонников, чем ближе коллизии фильма тому, с чем сталкивает жизнь каждого, тем интереснее отзывы в форуме. По-прежнему высоко доверие публики к тому, что ей показывают. И в этом смысле любопытно, что почти никто из зрителей, почтительно ссылаясь на Чехова в связи с фильмом "Ведьма", не заметил, что в этом кино герои рассказа и пол сменили, и родственные отношения там другие, и тема произведения - тоже. В этом году фестиваль был короче: в 2013 году он показал 15 конкурсных картин, теперь - 9. Уменьшилось и число фестивальных дней - с 15 до 13: практика показала, что публика устает от марафона, и многие зрители, не желая ломать свои планы, сходят с дистанции. Тем не менее уже в первый день показов "Дубль дв@" собрал около 16 тысяч зрителей, что равно трехдневной работе большого кинотеатра с переполненным залом - итог, каким не может похвалиться ни один "наземный" фестиваль. Окончательные цифры станут известны, когда закончится премиальный показ 14 апреля. Зрители о фестивале "Монах и бес". К сожалению, так и не выбрался в свое время в кино на эту картину, поэтому с нетерпением ждал ее показа на "Дубль дв@". Более удачный финальный аккорд фестиваля, на мой взгляд, придумать трудно. Блестящая, изумительная работа, талантливо, с любовью, легко, вкусно, звонко. Третья картина на фестивале по сценарию Юрия Арабова, и на этот раз удивительно гармоничное попадание в десятку. Вот, к примеру, теперь, после просмотра, при упоминании Бенкендорфа Александра Христофоровича у меня перед глазами будет непременно возникать дяденька в ночной рубашке с "Борисом Годуновым" на прикроватном столике. Тимофей Трибунцев в этом году на "Дубль дв@" выдал потрясающий дубль, с которым не каждый хет-трик сравнится! И остальные актеры - на пять с плюсом, потрясающий ансамбль Спасибо за Кино! Жаль, что фестиваль заканчивается. Было очень здорово! Николай Челноков