Все те же лица: 30 лет группы НОМ в архивных фотографиях
Песни группы НОМ не услышишь по радио, а видео не увидишь по телевизору. И хорошо: для неподготовленной аудитории это было бы слишком серьезным испытанием. То, что делает этот творческий коллектив, не вписывается ни в какие рамки: бесконечное ироничное переосмысление соцреализма, эстетизация бытового пьянства и старческой деменции, в конце концов, просто безумие. Такими они были всегда: и тридцать лет назад, когда начали творить под названием "Неформальное Объединение Молодежи", и сейчас, когда – формально – вышли из возрастной категории "молодежь". Справедливо рассудив, что лучше самого НОМа о нем никто не расскажет, обозреватель m24.ru Алексей Певчев попросил помощи одного из ее создателей Андрея Кагадеева. Накануне юбилейного концерта в клубе "Театръ" 15 апреля он разобрал фотоархивы группы. Публикуем избранные снимки с обстоятельными комментариями артиста. Андрей Кагадеев: "Это одна из первых постановочных групповых фотографий НОМ. Снята на детской площадке недалеко от репетиционного помещения в районе Гражданского проспекта города Ленинграда. Весна-лето 1988 года, все участники еще работают в НИИ или учатся в институте". Андрей Кагадеев: "Это осень 1988 года, улица Рубинштейна. Как мы видим, участники коллектива, даже не находясь на сцене, уделяют повышенное внимание своему внешнему облику и внутреннему содержанию. Группу приняли в рок-клуб после предварительного прослушивания с формулировкой "усовершенствовать исполнительское мастерство", которое в то время было, действительно, не очень высокого уровня. Однако был порыв и желание работать". Андрей Кагадеев: "Осенний гастрольный сезон 1988 года. Города Советского Союза рукоплещут артистам из Ленинградского рок-клуба. Всем кажется, что так будет всегда. На фото группа НОМ запечатлена в Ивано-Франковске вместе с местными организаторами. Это один из последних концертов группы в таком составе. 1989 год принесет много перемен – как в составе, так и в звучании, да и кажущаяся легкость гастрольного бизнеса скоро закончится. Но пока все еще впереди. В репертуаре – первая программа "Брутто", еще даже не записанная в студии, и море по колено. Гастроли в это время проходят, как правило, в огромных Домах Культуры, причем группа дает по несколько концертов, и все с аншлагами. Никакой промоушн не требуется – достаточно написать на афишах "Ленинградский Рок-Клуб". Расходы по-советски копеечные, так что все довольны – музыканты, зрители и организаторы. СССР еще не думает разваливаться, и в украинском Ивано-Франковске никто не притворяется, что не понимает по-русски, местные группы играют на разогреве, а после концертов все братаются. Чем не жизнь! Но скоро неумолимые законы грядущего капиталистического рынка вступят в силу, и эта эфемерная жизнь закончится. Всем без исключения придется учиться выживать, и не у всех это получится". Андрей Кагадеев: "На фото группа НОМ в формате электронного трио (таков был основной состав группы в период 1998–2012). С 1998 года в группе на клавишных постоянно играет Николай Гусев – создатель группы АВИА, на которую НОМ равнялись в начале своей деятельности. Именно благодаря ему несколько альбомов НОМ записаны под влиянием немецкого электронного минимализма". Андрей Кагадеев: "Сценические образы и костюмы, разработанные к 25-летнему юбилею группы в 2012 году художником Николаем Копейкиным, с которым жизнь свела НОМ в 1998 году". Андрей Кагадеев: "К своему 25-летию группа НОМ сделала видеоремейки своих самых известных клипов, снятых Ленинградским телевидением в начале девяностых. Съемочной площадкой 20 лет спустя стали окрестности Женевы, Монтрё, Анмасса и другие города Верхней Савойи и Швейцарии. Конкретно на этом снимке участники исполняют песню "Ах, ель" 20 лет спустя". Андрей Кагадеев: "Дед Мороз-Чорный нос и зайцы". С такой программой выступает группа НОМ в новогодние праздники вот уже несколько лет, радуя детей и их родителей. Громогласный Дед Мороз – Александр Ливер, инфернальная Снегурочка – Варвара Зверькова, теперь уже полноправная участница коллектива. На фото – шоу 2014 года". Андрей Кагадеев: Эстетика шестидесятых через призму идиотизации и драматизации. Альбом и концертная программа "Оттепель". Лучшая пластинка русского рока 2016 года, по версии Артемия Троицкого".