Войти в почту

Анатолий Мукасей: Снимаю столицу пятьдесят лет

Ровно полвека назад на экраны вышел фильм «Берегись автомобиля», кадры из которого невозможно перепутать ни с одной другой лентой. Мало кто задумывается над тем, что мы видим любое кино глазами оператора. Значит, Москву в этой картине, равно как и в лентах «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Виват, гардемарины!», мы видим глазами оператора Анатолия Мукасея. О работе и любимой профессии, старом и современном кино мы и говорили с Мастером.Оператор Анатолий Мукасей снимает Москву с 1964 года. За пять десятилетий многое случилось в жизни города и страны. Об этих изменениях, которые всегда подмечает наблюдательный глаз кинооператора, наш обозреватель беседует с представителем одного из самых уважаемых и творческих цехов российского кинематографа. — Анатолий Михайлович, как изменилась визуально столица за это время с точки зрения оператора? — Москва мало менялась, все изменения начались с лужковского времени, и то они были не слишком значительными. Меняется столица значительно лишь в последние годы, ее не узнать. Я люблю снимать в столице — наш город кинематографичен, разнообразен и красив. А тем более сейчас, когда появились замечательные дороги, построены нарядные дома, улицы стали ухоженными, широкими. — То есть изменения вам нравятся? — Мне нравятся. На улицах— чистота, во дворах стали убирать снег, мусор. И потом освещен город замечательно, особенно в праздники. На Новый год вообще было чудо какое-то, просто праздник света. — А сколько фильмов за эти десятилетия вы снимали в столице? — Много, картин пятнадцать где-то. «Берегись автомобиля», «Большую перемену», «По семейным обстоятельствам», «Не будите спящую собаку», снимал и на «Мосфильме», в его павильонах— это тоже ведь Москва. Снимал на улицах, в квартирах. — Нет ли у вас мысли снять документальное кино про ваших фантастических родителей, разведчиков-нелегалов, работавших в 70 странах мира? — Если не получится с «Гардемаринами», будем снимать про них. Мои родители четверть века прожили за рубежом, практически не видели ни семью, ни детей. На родину приезжали не чаще чем раз в 3–4 года. И всего лишь на несколько дней. Они ради своей страны бросили все. А когда я папу однажды спросил: «Почему наш сосед по дому Рудольф Абель знаменит, а вы с мамой нет?», отец ответил: «В нашей профессии знаменитыми становятся те, кто проваливается». В их книге «Земфир и Эльза. Разведчики-нелегалы» — есть чисто человеческие истории, но там нет тех историй, которые я знаю с детства. Вот и хочу сделать документальное кино. СПРАВКА Анатолий Михайлович Мукасей (родился 26 июля 1938 года, Ленинград) — кинооператор, лауреат Государственной премии СССР. Народный артист России. Окончил ВГИК. Среди работ — «Чучело», «Берегись автомобиля», «Дульсинея Тобосская», «Виват, гардемарины», «Большая перемена» и др.