Андрей Карташов о фильме «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» В прокат вышел фильм "Самый счастливый день в жизни Олли Мяки". Финский дебютант Юхо Куосманен возродил жанр лирической комедии на материале спортивной драмы, за что и получил главный приз конкурса "Особый взгляд" в Канне Фильм основан на реальных событиях. 1962 год. Улыбчивый молодой мужчина по имени Олли Мяки (Ээро Милонофф) -- гордость своего родного городка. В недавнем прошлом чемпион Европы среди любителей, он перешел в профессиональный бокс, и скоро ему предстоит бой за мировое первенство в полулегком весе. Причем матч пройдет не где-нибудь, а на его родине, в Хельсинки. Нервный тренер пытается заставить Олли похудеть до необходимых 56 килограммов. Спонсоры устраивают встречи и банкеты в честь новой спортивной знаменитости. Журналисты освещают подготовку к бою в центральных газетах, а вскоре к ним подключается киногруппа, снимающая фильм о боксере. Сам же Олли, попав в центр всеобщего внимания, наблюдает за всем этим будто со стороны: на уме у него только девушка Райя, на которой он хочет жениться, но еще не решился ей об этом сказать. Задолго до матча предстоящий поединок стараниями тренера Олли и финской прессы превращается в масштабное торжество в духе американских спортивных праздников, а сам его виновник -- в национального героя. Но ирония состоит в том, что престижные боксерские соревнования, за которыми обычно следят в мире, проходят в тяжелом весе, а результаты в полулегком, в котором выступает Олли, интересны только профессионалам. Так что ажиотаж вокруг события, мягко говоря, несоразмерен ему самому, но объясним в стране, которая, за исключением хоккея, не может похвастаться серьезными спортивными достижениями. Поэтому и конфликт между ответственным делом и личным счастьем здесь если не спародирован, то окрашен иронией. У спортивной драмы в кино большая история, здесь действуют свои правила и есть свои шедевры, одним из которых по праву считается "Бешеный бык" Мартина Скорсезе. От его героя, нью-йоркского боксера Джейка Ламотты в исполнении Роберта Де Ниро, тоже все чего-то ждали, а он пытался справиться хотя бы с самим собой. Фильм Скорсезе, как и "Самый счастливый день",-- ретро по мотивам реальных событий, и он тоже снят ручной камерой на черно-белую 16-миллиметровую пленку, на какую обычно снимали домашние фильмы в середине прошлого века. Но только в картине Скорсезе действие длится 20 лет, это почти эпос, его мотор -- дикая энергия Де Ниро, ритм выстроен знаменитыми сценами матчей, снятых прямо изнутри ринга. А "Самый счастливый день" весь сделан на полутонах, герой, оказавшись в центре внимания, мямлит и теряется, а сцена единственного на весь фильм боксерского поединка занимает всего две с половиной минуты. Одним словом, Мартин Скорсезе -- настоящий тяжеловес, а Юхо Куосманен, как и его герой, выступает в полулегком весе (международное название этой категории -- featherweight, что переводится буквально как "вес перышка"). По интонации "Самый счастливый день" больше всего похож не на известные спортивные драмы, а на некоторые фильмы европейских "новых волн". Особенно, как ни странно, советской: представьте себе фильм "Рокки", снятый Хуциевым времен "Июльского дождя" или Данелией времен "Я шагаю по Москве". Данелия, кстати, и придумал жанр лирической комедии, который очень подходит скромному шедевру Юхо Куосманена. Парадокс этого спортивного фильма в том, что он никого не хочет победить -- как сам Олли Мяки, который был известен тем, что никогда не отправлял соперника в нокаут, если чувствовал, что бой уже выигран. Может быть, поэтому жизнь его оказалась долгой и счастливой: в последней сцене фильма настоящий восьмидесятилетний Олли появляется в небольшом камео под руку со своей женой Райей.