Сериалы: Машков сыграл в новой полицейской трагедии

На свободу выходит отсидевший по договорённости с одним депутатом Монах, а в то же время под давлением следователя из ГУСБ стреляется полицейский Рыжов, который некогда задержал и (вероятнее всего) убил преступника Ахмета. Позднее Федя Вачевский стреляет в вывезенного из-под стражи парня, у Паши Карпенко обнаруживается огромный долг, Оксана Голикова узнаёт, что ей изменяет мужик, а Олег Каплан признаётся вдове Рыжова про ситуацию из разряда «третий должен уйти»… Короче, «они живут как на пороховой бочке» — а из всего этого замеса и рождается новая полицейская трагедия. Трейлер сериала «Налёт» Режиссёр Карен Оганесян, познав успех (впрочем, весьма относительный) благодаря переделке «Лютера» в «Клима», решил, судя по всему, на время позабыть о лёгких комедиях (уровня его былых «Пяти невест», «Подарка с характером» и «О чём молчат девушки») и вернуться к жанру, с которого, собственно, некогда начиналась его творческая биография: в 2008-м году он выпустил криминальный триллер «Домовой», затем последовал детективный сериал «Журов», а ещё чуть позже — сериал про концлагерь «Зоннентау». Теперь вот жёсткий полицейский «Налёт» — однако, на осень уже намечен прокат его очередной комедии «Жизнь впереди»… И так — все последние десять лет: в один год режиссёр надрывно смеётся, в другой — неистово мрачнеет, а порой так успевает одновременно сочетать и то, и другое. При этом лучшими его фильмами остаются драмы «Я остаюсь» и «Марафон», но на драмы спрос сегодня невелик — и потому эти два названия остаются не более чем светлыми исключениями в пёстрой фильмографии Карена Оганесяна, где всё прочее — не обязательно плохо, но и не внушает безоговорочного доверия. Вернее, как: Оганесян — крепкий ремесленник, а это уже немало с учётом того профессионального уровня, что наблюдается в целом по российскому кино. У нас, конечно, есть некие светлые головы, которые снимают либо крепкие блокбастеры, либо достойные фестивальные хиты. И нет недостатка в бездарных недоучках, без вдохновения тратящих непонятно как достающиеся им деньги. Но и самый важный, и самый проблематичный в нашей индустрии — тот, условно говоря, «средний класс», что призван обеспечивать качественный мейнстрим: кино и не выдающееся, и не плохое, но просто, как минимум, нормально и нестыдно снятое. И с этой точки зрения следует признать, что свои достоинства у Карена Оганесяна имеются, и его «Налёт» — далеко не самое худшее, что может предложить (и ежедневно предлагает) наше телевидение широкому зрителю. Будь у нас все сериалы так сделаны — любо-дорого было бы их смотреть, и тем ярче и заметнее были бы по-настоящему сильные работы. Но на фоне общего, признаем, безрыбья говорить, что «Налёт» — что-то из ряда вон выбивающееся, и не верно, и не справедливо. Сбито плотно, да, но идеально ли?.. Нет. В первую очередь сериал привлекает к себе внимание, конечно же, звёздными именами. Молодые и оправдывающие надежды Александр Паль и Лукерья Ильяшенко. Выразительный Денис Шведов. На втором плане — Андрей Смоляков, Александр Галибин, Александра Ребёнок, а также неожиданно удачный Егор Пазенко и создавший впечатляюще-мерзкий образ главного негодяя Сергей Шнырёв (и многие-многие другие — как узнаваемые, так и не очень — артисты). И самый главный, разумеется, козырь в этом ансамбле — Владимир Машков, актёр такой величины, что пропускать его работы, разумеется, невозможно. Но одно дело — перечислять все эти имена под восклицательные знаки для анонса, и совсем другое — оценивать уже представленный нам результат. И тут возникает вопрос: если все они такие молодцы, что же играют-то так плохо?.. Ну, как плохо? Играют ведь как-то. Как могут, так и играют. Или могут куда лучше, а играют так, как от них этого просят и ждут?.. Среднестатистически играют, без драматизма в мимике и голосе. Глупо даже разбирать: за редкими исключениями здесь каждый выезжает исключительно на своей харизме (а она у каждого есть, отрицать не будем). Потому как сколько-нибудь годного материала для иной игры сюжет сериала попросту не предлагает. А режиссёр выдаёт сплошь шаблоны — вроде голой красотки, навзрыд плачущей под душем после смерти отца (который, кстати сказать, сдал когда-то своих напарников). Все красивые девушки в кино ведь так обычно и плачут — чтоб и голые, и под душем… У героя Шведова, вот, жена пьющая и дочка растёт, а он, игрок-неудачник, весь в долгах бандитских, да ещё и похищают его. Давящий таблетки прикладом пистолета персонаж Паля на глазах съезжает с катушек, но стоит симпатичной крале пройти мимо — сразу в себя приходит. Смоляков тычет ручкой в глаз подследственному, изнасиловавшему и убившему беременную женщину. Галибин, роящий под него и Машкова, сам оказывается отцом насильника и убийцы. А воплощённый Машковым Каплан и вовсе написал своё имя на одном могильном камне рядом с застрелившейся некогда супругой, оправдывая характеристику своего шурина: «Ты сеешь смерть, Олег. Ты сам давно умер»… Ролик сериала «Налёт» То есть, своя драма у каждого из них есть — так что ж не веришь-то тогда никому?.. Отчего тот же Машков, артист выдающегося диапазона, играет здесь не судьбу человеческую, а какого-то робота — не шибко далеко отходя при этом от ролей, сыгранных им в последнее время?.. Почему за ними наблюдаешь, но к ним никак не привязываешься?.. А ведь возьмите любой удачный западный сериал: разве вы не замечали, что мы прикипаем к нему ещё и потому, что все эти далёкие от нас герои становятся близкими нам людьми?.. Между тем если не правду характеров, то хотя бы сюжетный костяк тут обеспечила выдержавшая четыре сезона одноимённая французская телесага. У французов своя любовь к полицейскому триллеру, для них это — особенный жанр, имеющий свои столь же давние и чёткие ориентиры, как и французская комедия. Но если последнюю переносить на нашу почву совершенно бессмысленно, то в данном случае, можно сказать, почти что получилось. Кадр из сериала «Налёт» Хотя, конечно, удивляет, что нашего мента смогла остановить сумма в триста тысяч долларов (это на фоне-то окружающих нас новостей да далеко не скромных интерьеров тех квартир, что были показаны нам в сериале!). Но в общем, история на наши реалии более-менее ложится — бывают ситуации и хуже. Остаётся, впрочем, осадок в том смысле, что для приличного сериала нам по-прежнему необходимо опираться на чужеземные стандарты — хотя ведь смогли и «Бригаду», и «Ликвидацию» сочинить, что ж повторить-то не можем?.. Но это уже риторический вопрос; сейчас хорошо уже и то, что списали, в принципе, без ошибок. Ну, если не вдаваться в такие нюансы, что Машкова в балаклаве каким-то образом никто не узнаёт по голосу, или что герои слышат, как шумит на ролике вода, но не замечают, как их фотографируют на секретной встрече (или это они делают вид, что не замечают?..). Потом, вот эта история с депутатами и мэрскими чиновниками, которые хуже бандитов, — там и садо-мазо, и убийства конкурентов, и тщательно охраняемые особняки, и собственный бизнес… Постойте, но отчего же это так вскользь, когда нам интересно и полезно было бы разузнать обо всём об этом подробнее?.. Это во Франции, наверное, подобное в порядке вещей, но у нас-то… Жаль, что поленились глубже копнуть. Разоблачительнее всего в этом плане пара сцен с адвокатом Монаха, который сперва говорит, что у него есть запись компрометирующего разговора, а вслед за тем зачем-то (чтоб уж наверняка?) ещё раз этой записью щеголяет. Парни, как мы только что поняли, уже и без того решили Монаха вытаскивать, а он всё равно настырно дублирует для самых тупых: «У вас вариантов нет: Монаха надо вытаскивать». Выходит, даже чужое кино мы не просто переписываем, но адаптируем под себя — и не только под наши реалии, но и под нашего зрителя, который всегда (как думают, наверное, продюсеры) чего-нибудь да не поймёт — поэтому не лишним будет разжевать по два раза. И вот это — плохая черта едва ли не всех отечественных ремейков. И в конечном счёте, получается, ощущения от этого «Налёта» — двоякие. С одной стороны — вроде как бойко и неплохо, одна напасть наворачивается на другую, интрига всё нарастает и нарастает, чуть ли не каждая серия заканчивается то выстрелами, то взрывами… Но с другой — а есть ли от этого сериала радость и гордость, что вот можем же, когда захотим?.. Кажется, нету. Посмотрели разок — и сразу забыли. Анонс сериала «Налёт» Скажем так, это был сериал больших возможностей — большинство из которых было, к сожалению, безвозвратно упущено. И когда выйдет обещанное в финале продолжение — глядишь, и не вспомним уже, что тут, собственно, такого происходило…

Сериалы: Машков сыграл в новой полицейской трагедии
© Ридус