Голливудский "Форсаж-8", или Кому подражала Мара Багдасарян
Скажу, не кривя душой, что не являюсь фанатом саги о стритрейсерах. Смотрел ее давно, в разные годы, и предыдущая просмотренная часть была, кажется, пятой. Но широкие зрительские массы новому «Форсажу», кажется, рады. Он, несомненно, станет чемпионом проката. По этому поводу в России даже случилось небольшое административное недоразумение: премьеру восьмого «Форсажа» отодвинули от мировой почти на десять дней, и хотели отодвинуть даже еще дальше. Почему? А чтобы обеспечить прокат российского фильма «Время первых», про героев космоса. Опасаются, что «Форсаж» героев-космонавтов обойдет на вираже. Что ж, давайте посмотрим, что конкурирует с российской звездной сагой. Каскадеры в штатском Начинается восьмой «Форсаж» залихватской гонкой по улицам старой Гаваны. Гоняют со скоростью примерно так 240 км/ч. Движение, со всей очевидностью, не перекрывали. Были даже и пешеходы (наверное, «каскадеры в штатском»). Гонка, конечно, очень крутая – сшибающая уличные кафе, лотки, калечащая мотоциклы и уничтожающая моторы. Но круче всего даже не скорость, а, пожалуй, то, что это – как ни крутите, а Гавана, столица государства Фиделя Кастро. Для американских кинематографистов теперь осталось только снять погоню в столице Северной Кореи Пхеньяне. А в целом по началу фильма это – «Форсаж» как «Форсаж». Грохочет железо, рычат моторы. Происходят безусловно феерические погони. Из окон многоэтажных автостоянок падают приносимые в жертву автомобили. И всякое такое. Эффектно, чего уж там. Зрелище, безусловно, красивое, но и аморальное, как мне кажется. Разумное, доброе, вечное в восьмом «Форсаже» искать совершенно бессмысленно. Восхитившись киношными гонками можно двинуть по стопам скандально известной российской автогонщицы Мары Багдасарян и ее друзей – любителей лихих форсажей на пешеходных аллеях. К тому же, думается, в свете последних европейских автотеррактов многие трюки тоже смотрятся, прямо скажем, сомнительно. Особенно с участием пешеходов. Кому подражала Мара Багдасарян Но это так, брюзжание. Самое интересное у нас будет дальше. А пока мы переведем дух, и пробежимся по актерам. Вин Дизель. Я понятия не имею, чем замечателен этот актер и за что его любят. Это просто старательный эпигон Брюса Уиллиса. Например, в США есть такая профессия – имперсонатор Элвиса Пресли. То есть человек – точная копия артиста. Тем и на хлеб зарабатывает. Вот и Вин Дизель Брюсом Уиллисом, похоже, работает. Да и хватит о нем. Для многих дам, думаю, немаловажно участие в проекте Джейсона Стэтема. Да, это артист хороший, брутальный, небритый. Но как-то он усох, то ли похудел, то ли заболел. И вообще вдруг сделался похож на российского актера Максима Аверина. Дуэйн Джонсон. Ну, у него, конечно, мускулы. Собственно, назвать эти нательные образования просто «мышцами» все равно, что Гималаи описать как холмы. Дуэйн Джонсон рвет наручники, портит кулаками бетонные стены. В общем, у Шварценеггера много таких ролей. А вот девушка Мишель Родригес сыграла самую запоминающуюся, наверное, роль. Не по причине даже актерской игры. Видно, что играла старательно и режиссера слушалась. Но нет, дело в другом. Мишель Родригес – вылитая российская автогонщица Мара Багдасарян. Честно скажу, ни мгновения не сомневался, что Мишель и была объектом девичьего подражания московской любительницы скорости. Ну, и Шарлиз Терон. В фильме она появляется с тысячей маленьких косичек. Она, безусловно, очаровательна. Но играет злодейку-хакершу, которая мечтает о господстве над миром. Шарлиз восхитительно владеет мимикой, бесподобно производит эмоции. Но все это великолепие портит ровно одно обстоятельство – маникюр. Вот как посмотришь, как Шарлиз-хакерша ноготками-то своими по клавиатуре поцокивает и понимаешь: ну, не по-настоящему ведь это все. Бензопила и ядерный чемоданчик Но вот в фильме происходят некие сюжетодвигающие события. Например, Шарлиз Терон вербует несгибаемого Вин Дизеля служить себе. Тот поддается и начинает ездить против своих товарищей. Те ничего не понимают. Зрители, в общем, тоже. Но оказывается (тут уж поддам спойлер, что делать, но все равно «Форсажи» не из-за сюжета смотрят), что предыдущая его жена, из какой-то там предшествующей части, родила Вину младенца. Герой Дизеля о его существовании и знать не знал. Но докторша Зло в исполнении Шарлиз грозится несчастного малыша убить. И Вин переходит на темную сторону, да. «Бывшую» с младенцем держат в плену на борту секретного самолета, за непробиваемой стеклянной преградой. И вот Вин Дизель попадает на борт, гладит стекло, истекает слезами. С той стороны – тоже лирика. И длится эта сцена долго-долго, тянется сладко-сладко. В общем, заснул автор этих строк на этой сцене. Поэтому какая-то часть событий фильма для него и по сей час загадка. Проснулся же ваш покорный на сцене погони за лимузином. Не буду ее описывать, но по концовке Вин Дизель, угрожая, кажется модернизированной бензопилой, отбирает у каких-то людей с российскими флагами на лацканах пиджаков ядерный чемоданчик. Один из людей с российским флагом оказывается министром обороны. То есть Сергеем Шойгу. Но с Сергеем Кожугетовичем – никакого сходства. Гораздо больше представленное в фильме российское официальное лицо похоже на министра спорта Виталия Мутко. Думается, что бессмертные его слова «лет ми спик фром май харт» впечатлили и Америку. И, собственно, на этом моменте выяснилось, что до сих пор был – так, бульончик. А дальше начался самый жир. Клюквенных дел мастера А дальше положительные герои фильма убивают русских военнослужащих. Убивают пачками. Российские военнослужащие имеют, по старым традициям голливудской «клюквы», вид неопрятных бородачей. Хотя, вроде бы, это какие-то сепаратисты, обосновавшиеся на полярной базе атомных подлодок. Но такое ощущение, что благодаря стараниям западных пропагандистских структур слово «сепаратисты» — это всего лишь еще одно обозначение российских военных. Русские – не на стороне зла. Темную силу олицетворяет, как мы помним, Шарлиз Терон с маникюром. Русские – просто зачем-то влезли в разборки двух автобанд. Сидели бы в сторонке, все и обошлось бы. Жуткие русские казаки преследуют добрых американцев по льду Баренцева, наверное, моря на каких-то таратайках, обстреливают ракетами. Но ни одна российская ракета, даже с теплонаведением, в американцев не попадает. Я помню, какую бурю возмущения в годы перестройки вызвал безобидный советский боевик «Одиночное плавание». «Как?! – возмущались свободомыслящие публицисты. – Неужели осмелились показать вооруженное столкновение советской армии и Америки? Какая низость!». С тех пор этот фильм – неплохой и интересный – кажется, даже ни разу не показали по телевидению. Все, стоп-лист навечно. Но, как известно, быку не позволено то, что позволено Юпитеру. Россия, со своей стороны, со всем удовольствием, как мы видим, приобретает фильмы, в которых положительные англосаксы умерщвляют ее солдат. И даже прочит таким фильмам позицию лидера проката. Империя зла, что поделать. Матчасть, видимо, готовили с видимостью старательности. Например, если в других голливудских фильмах кириллические надписи обычно представляют собой абракадабру и набор букв, то в восьмом «Форсаже» — подход более основательный. На вертолетах, например, написано «Опасно». На полном бородатых казаков ангаре красуется надпись «Боеприпасы». Ну, и чудес, конечно, хватает. Вот, например, хакерша Шарлиз делает клац-клац маникюром по клавиатуре – и угоняет себе из сухого дока ядерную субмарину. Да, без экипажа, по земле. И много такого. Вот в самолет на полной скорости проникает Джейсон Стэтем. Вот Дуэйн Джонсон мускулистыми ногами отпинывает в сторону смертельные боеголовки. Радует лишь одно. Перед десантом в российское Заполярье в условном Пентагоне происходит совещание сил добра. И кто-то из американских «эльфов» говорит: «Самара, Полярный, Ялта! Что у них за города? Как они это произносят?!». Ялта, если кто не знает, находится в Крыму, принадлежность которого к России США ни в коей мере не признает. Но голливудские клюквенных дел мастера походя пошли против воли всемогущего Госдепа и таки признали Крым российским. Никто их за язык не тянул.