Войти в почту

Основатели жанра world music поддержали российских музыкантов

Этнические песни — особая история, связанная с обрядами, силой предков и некой магической природной энергией, переходящей из рода в род, из поколения в поколение. Побывав, например, на крупнейшем фестивале Питера Гэбриэла Womad, который внесен в Книгу рекордов Гиннесса, где собираются музыканты со всех стран мира, играющие национальную музыку, невольно начинаешь верить в их «сверхъестественную» силу. Испытать нечто подобное можно было и на презентации нового клипа группы Oyme «Vaya». Команда из Мордовии появилась на сцене в 2011 году. В переводе с эрзянского «ойме» значит «душа» — все более чем символично, потому что в каждой песне коллектива заложено свое переживание, одновременно уникальное и близкое, понятное каждому. Эрзя — этническая группа мордвы. Солистка группы Ежевика Спиркина — эрзянка и к тому же этнограф, так что углубление в удивляющие многих непросвещенных слушателей национально-творческие дебри оправданны. На сцене она как колдунья. Кажется, что в каждом жесте заклинание, а в каждом звуке — заговор. В общем, мурашки по телу. Все это, безусловно, увлекает и заставляет прослушать шоу на одном дыхании. Музыканты комментируют название группы, описывая ее: «Словно душа, многогранна и противоречива музыка Oyme». В репертуаре — народные композиции и причитания на мордовских наречиях, кроме эрзянского, на мокшанском и шокшанском. Фольклор — нерушимая основа. И держится все не только на необычном, ярком пении, но и на инструментальных наигрышах на аутентичных инструментах, этнографических экспедициях, благодаря которым участники группы стали заниматься реконструкцией древних обрядов и ритуалов, костюмов, инструментов. Непосредственно в звучании все это переплетается с элементами электронной музыки и даже рока: поле для эксперимента безгранично. Артисткам пришлось «раскачаться» и постараться, прежде чем они воодушевили искушенных зрителей. В начале программы барышни казались отрешенными от всего происходящего вокруг, даже когда инструменталисты играли партии, в которых вокалисткам можно было раствориться, устроив при этом пластическое шоу. Зато потом исполнительницы загорелись, разошлись и показали публике, на что они способны на самом деле, заставив весь зал пуститься в пляс. В какой-то момент на площадке появились гуру world music — участники группы Dee Forest. Направление, в котором они продолжают развиваться уже много лет, называют этноэлектроникой, хотя здесь сложно определить четкие стилистические рамки, настолько многогранно творчество этих артистов. До сих пор ведутся споры, кто же все-таки первым создал самобытное направление world music — Питер Гэбриэл или все-таки Dee Forest? Здесь поклонники разошлись во мнениях, зато сами музыканты не конфликтуют между собой, не сражаются за пальму первенства и просто занимаются своим прекрасным делом. Oyme в свое время понравились мастодонтам Dee Forest, и так родилась любопытная коллаборация. В мае 2016 Oyme приняли участие в российском туре зарубежных артистов в преддверии выхода нового альбома «Evo Devo», в котором девушки исполняют «Oyme’s Song» и «Sim ly Done», записанные с Dee Forest. Без них на презентации не обошлось, как и без еще одного тандема — с певицей Диной Джо. Получилась гремучая смесь: барышни из Мордовии спели с исполнительницей из Казахстана композицию «Карелия». Впрочем, микс культур — типичная история для подобного музыкального направления. Дина с Ежевикой, обладающие совершенно разными характерами и темпераментами, ничем не похожие друг на друга, прекрасно спелись на одной площадке, продемонстрировав без стеснения, кто во что горазд. Дина с первой ноты включается в происходящее, растворяется в музыке и берет из нее ту энергию, которую потом передает зрителям. Ежевика в этом смысле чуть больше похожа на актрису, играющую определенную роль, но чем больше наблюдаешь за ней, тем больше чувствуешь, насколько интуитивны ее действия на сцене, ее игра. Клип «Vaya» стал вишенкой на торте, главным акцентом программы, демонстрацией возможности группы — кому как ближе. Это очень красивое, качественное, фактурное и концептуальное видео, в котором, по словам Ежевики, соединились «индустриальное» мужское и «природное» женское (съемки проходили и на заброшенном заводе, и на берегу реки, и в полях — локации менялись). Оно стало дебютным для молодого режиссера Максима Быканова, снятым под руководством Алексея Дубровина и Элины Глазуновой. Звездным «гостем», принявшим участие в съемках, стал хореограф и танцовщик Марио Форелли из Cirque du Soleil. В клипе девушки танцуют и поют внутри огненного круга, солистка погружается в воду, снимая легкое белое платье. Там происходит еще много всего интересного. Чем-то ролик похож на ожившую картину — тем более в последнее время тема «оживших полотен» стала новым модным трендом столицы, но здесь все-таки совсем другая история, к которой добавляются необычная музыка и энергетика.

Основатели жанра world music поддержали российских музыкантов
© Московский Комсомолец