С «Миром»! Как русские ученые помогли создателю первого фильма о «Титанике»
В апреле 1912 года в Северной Атлантике потерпел крушение крупнейший на тот момент трансатлантический лайнер «Титаник». Катастрофа, которая унесла жизни более полутора тысяч человек, обросла тайнами и домыслами, вдохновляя киноиндустрию на создание фильмов об этом масштабном кораблекрушении. Всего было снято более 10 картин. Одна из лучших и самых известных создана канадским режиссером-документалистом Стивеном Лоу. С продюсером и сценаристом встретился журналист KLG.AIF.RU. Шесть ржавых предметов Марина Обревко, KLG.AIF.RU: - Господин Лоу, как родилась идея снять фильм о «Титанике» при помощи российских аппаратов «Мир»? Стивен Лоу: - Когда я только приступал к съемкам фильма, выяснилось, что мощностей аппарата «Алвин», который был у нас, недостаточно. И фирма, по заказу которой я снимал фильм, предложила использовать аппараты «МИР-1» и «МИР-2». У них большой обзор иллюминатора. Так началось наше сотрудничество с российской стороной и Анатолием Сагалевичем (Прим. авт.: заведующий лабораторией Института океанологии РАН и пилот аппарата «МИР - 1»). - Как вы оценили профессионализм российской команды? - Это было большое везение - работать с русскими учеными. Они профессионалы высокого класса и потрясающие люди. Все эти качества совсем не соответствуют сегодняшней пропаганде о России. - Какие интересные реликвии удалось извлечь со дна океана? - Перед выходом в рейс организаторы экспедиции подписали соглашение о том, чтобы ничего ценного со дна не поднимать – все должно оставаться так, как было. И эта договоренность неукоснительно выполнялась. Поэтому подняли на борт только шесть ржавых железных предметов для исследования динамики коррозионных процессов в металле. - Практически все ваши фильмы, включая «Титанику», посвящены теме преодоления и экстрима. Очевидно, и вам присущи эти качества? - Сколько себя помню, меня всегда манила глубина. С раннего детства, лет с трех, я обожал нырять. Когда мы с семьей путешествовали к морю, я сидел на заднем сидении машины с трубкой и был в любой момент готов к погружению. Свою профессиональную деятельность я начинал в Голливуде. А это, знаете, само по себе экстрим. Мы тогда снимали фильм про бобров по заказу японской компании. Чтобы «картинка» было выразительной, плавали в воде вместе со зверьками. Это было незабываемо! Призрак из прошлого - Не жутко было опускаться в бездну океана на глубину 3750 метров? - Когда ты занят съемкой, таким эмоциям как страх просто нет места. Ты слишком увлечен преодолением различных проблем. Поэтому волнуешься о том, чтобы нормально работало оборудование, чтобы во время погружения не начался шторм. - Что особенно удивило, когда вы впервые увидели «Титаник»? - Потрясло, когда мы увидели нос «Титаника», приблизившийся к нам словно призрак. А еще – гигантский винт с затонувшего лайнера. При его виде как-то особенно ясно ощущаешь глобальность катастрофы. - Некоторые кадры из вашей ленты вошли в нашумевший одноименный блокбастер Джеймса Кэмерона. Правда, что именно ваш фильм вдохновил его на съемки «игрового» «Титаника»? - Это действительно так. Джеймс был на премьере моего фильма, именно тогда он и загорелся желанием снять подобное, но обязательно с экспедицией на место крушения «Титаника». Тогда же он сказал, что по-хорошему завидует мне, потому что работа документалиста гораздо увлекательней, чем съемки игрового кино. И, кстати, в дальнейшем он снял документальный фильм о Титанике.