Интервью с актером озвучания и голосом League of Legends Сергеем Чихачевым
Создатель передачи «От винта!», актёр озвучивания в кино и играх — за свою жизнь Сергей Чихачёв чем только не занимался. С киберспортом и RiotGames его связал случай и сообщество «Лиги Легенд». С тех пор ни один ролик не выходит без озвучки Чихачева, а зрители никого другого и не просят. Как пришел в киберспорт Случайно. Меня сначала позвали прочесть какой-то из материалов «Лиги Легенд». Скорее всего, это был обзор чемпиона, поскольку не было никаких сверхзадач. Я прочел. Раз, два. Затем выяснилось, что комьюнити нравится то, как это читается. И комьюнити стало подстегивать. С одной стороны есть интерес, с другой — это для меня мощный кнут. Я знаю, что здесь будет 100000 просмотров. Это большая аудитория. Из них многие напишут или поставят лайк, есть обратная связь. Я читаю комментарии к видео. Когда я озвучиваю героев в кино, я стараюсь сходить и посмотреть, как реагирует зал. Свою работу надо видеть со стороны. В общем, я начал случайно, а дальше пошло одно за другое. Мне это нравится, им это нравится, ну и хорошо. Я стараюсь следить за киберспортивными матчами, чтобы просто понимать, что происходит. Но мне трудно без комментариев со стороны, поэтому я часто спрашиваю. Мне сильно помогла замечательная девушка Настя, которая мне объяснила очень многое. Я смотрел обучающие видео для начинающих, что-то подсказывают комментаторы Михаил Зверев или Юрий Шиленков. И, в принципе, с каждым разом понимаю больше, чем в первый. Но когда комментаторы начинают вести матч, для меня это мистика. Игры и время ВLeague of Legendsнеиграю. У меня, к сожалению, мало времени, я не успеваю. Меня хватает на шутеры. Не на многопользовательские, а где есть одиночные миссии. Как режиссер, я озвучивал Battlefield 1. Ну, вот я сел и отыграл от начала и до конца. С одной стороны, мне это нужно было по работе, чтобы понять, как мы сделали. С другой — это просто хороший шутер. По драматургии там есть истории с танком… (Сергей упомянул о кампании «Сквозь грязь и кровь», где рассказывалась история об экипажеMarkV). Помню, когда мы писали актеров, там мороз по коже идет. «Лига Легенд» немножко большая для меня. Туда нужно нырять с головой. Тут нет худа без добра, потому что я бы наверняка начал выпрашивать какие-нибудь ништяки. Можно попросить, в конце концов, ну, что вы, а? Мне не хватает чего-нибудь. Когда человек работает поваром в ресторане, всегда смотрят, какой толщины его собака. Если у него жирная собака, то это подозрительный повар. Вот у меня в LoL была бы жирная собака. Но никакой личной заинтересованности у меня нет. «Странно, когда человек болельщик» Обычно люди агрессивны к тому, что не понимают или боятся. Если ты все понимаешь и не боишься, то реагируешь спокойнее. Здесь мы наблюдаем феномен киберболельщиков (болельщики — феномен сам по себе в любом спорте). Одно дело, когда ты играешь в футбол. Ты взял мяч (это не хоккей, здесь не требуется специальная экипировка), как в детстве, побросал портфели с мешками — вот тебе ворота. Бегай хоть вдвоем, хоть вчетвером. Мало народу — вратарь-гоняла. Помнишь такое было? Болельщики — странная штука. Это к спорту не имеет отношения. Если ты не инвалид, ты же можешь выйти, выкинуть мячик и играть. Такие виды спорта, как футбол или волейбол, требуют минимум инвентаря. Странно, когда человек болельщик. Он бы и хотел, но он достаточно ленивый или даже не так. Кто-то толстый, у кого-то болят колени, кто-то не ходит, кто-то любит смотреть, как играет Неймар. То, что он вытворяет — искусство. Ты идешь на него как на артиста. Мне некоторое время казался странным феномен киберболельщика. Здесь-то что? Каждый может сесть за компьютер. Раз ты разбираешься в игре, ты можешь в нее играть. Ты будешь нубом и не показывать высокие результаты. Но в отличие от спортсмена, который с детства должен ходить в секцию, пахать на тренировках, здесь ты во сколько хочешь, во столько и садишься. Сядь сейчас. Да, ты не будешь лучшим, но от спортсменства тебя разделяет 10 кликов (условно). Я первое время удивлялся, потом объяснили, что здесь то же самое, что и с Неймаром. Люди, может, и играют сами. Но когда они садятся смотреть то лишь потому, что они показывают такой высокий уровень игры, который обычному игроку не доступен. Поэтому он вот это смотрит как на проявление такого искусства, как порно. Такой чистый жанр, где что-то существует только в воображении. Потом он садится играть в свое. Результаты не такие высокие, но, может быть, вспорхнет. Геймерские истории как в кино Когда у Riotвыходила серия американских документалок, я работал над ними. И там есть животрепещущие истории. У меня нет любимой команды. Мне очень понравился успех Albus No XLuna в прошлом году (команда из СНГ заняла 8 место на чемпионате мира 2016. — Прим. Ред.) просто по драматургии. Все истории ребят, то, как они это сделали, и то, до куда они допрыгнули в результате, — это круто. Прыгнуть сразу снизу и на такую высоту — сюжет для кино. «Миссия: Неадекватна» Сейчас моя основная профессия актер озвучивания. В целом все мои персонажи в исходнике двигают губами, поэтому от каждого ждешь беды. Потому что текст по-разному переведен, по-разному уложен. Самая тяжелая работа за всю жизнь была в 2016 году. Я озвучивал Николаса Кейджа в фильме «Миссия: Неадекватна». Проблема в том, что, во-первых, он играет реально существующего персонажа (Гарри Фолкнера жив до сих пор), во-вторых, этот персонаж сумасшедший — у него шизофрения. Актер играет талантливо и не затыкается от первой до последней секунды. Там, по-моему, нет сцен без него. Пять дней мы «фигачили». В перерывах я ложился на подоконник и спал по полчаса. Кровавый Барон и Джон Мактавиш Если ты героя помнишь спустя годы, это был хороший герой. Я помню и люблю Кровавого Барона из Ведьмака. Я его очень долго писал. С ним проживаешь огромный кусок жизни. Он мне очень дорог. Я очень рад, что он был очень тепло встречен геймерами. Мне также близок Лето из Гулеты. Я хорошо помню Джека Потрошителя из AssassinsCreed. Он яркий. Помню Джона «Соуп» Мактавиша. Он появился в CallofDuty 4: ModernWarfare, потом его убили. Было очень трогательно — это был первый раз, когда у меня убили героя. Мне как-то прислали ролик про то, как он жил, как он умер. С надписями «Брат, покойся. Ты был для нас герой». Я чуть не плакал. Когда его сюжетно убили, люди переживали невероятно. «От винта!» Мы придумали эту программу в 1994 году. Мы работали с Антоном Зайцевым, с которым вместе учились на факультете журналистики МГУ. На ТВ мы работали у Дмитрия Захарова, бывшего ведущего программы «Взгляд». Тогда времена были не чета нынешним. Поэтому когда Антон сказал: «А не сделать ли нам такую программу о компьютерных играх?», Дима Захаров ответил: «Да, давайте». Я придумал название, Зайцев написал сценарий. Он потом этим продолжал заниматься долгое время один. Бориса Репетура взяли вторым ведущим, я был режиссером. «Наша с вами профессия умерла» Общественно-политическое вещание и все остальное сдохло. Мне нравится то, чем сейчас занимаюсь, но сам факт, что две профессии умерли при жизни — журналистика и телевидение — это неприятно. Слушайте, я работал на телеке 16 лет. Ну, ей богу, ты к чему-то идешь, к какой-то цели, уровню, имени, к зарплатам. Зачем-то мы делаем то, что делаем, чтобы в конце у тебя что-то осталось к старости. Поэтому боюсь как бы с киберспортом и озвучкой чего не случилось. Я дикое количество сил трачу, чтобы переучиться на что-то новое. «Чем позже придет Мутко в киберспорт, тем лучше для киберспорта» Чем меньше государство чего-то касается руками, тем лучше это существует. Поэтому чем позже придет Мутко в киберспорт, тем лучше для киберспорта. Это мое глубокое убеждение. Меньше народа, который к этому спорту не имеет никакого отношения, начнет от него кормиться. Пока мы видим вокруг себя фанатиков. Это люди, горячо любящие свое дело. Это сравнимо со становлением футбола (если судить по книжкам и рассказам покойного отца), когда у всех глаза горели и стадионы были битком, а футболисты не требовали мега зарплат. Как только приходят государственные функционеры, увлечение прекращается быть по любви. С другой стороны, рано или поздно это во что-то разовьется. Киберспортом занимаются многие люди, кто не может заниматься спортом обычным. Потому что у них не хватает здоровья, сил, времени, денег. Если ты живешь в глубине Вологодской области, тебе очень тяжело играть в бейсбол, потому что ближайший стадион находится в Вашингтоне, а в киберспорт — пожалуйста. Он очень доступен. Не все рождаются здоровыми и боеспособными, но силу духа-то никто не отменял. Киберспорт дает возможность показать себя. И это замечательно. Русская пятерка «Детройта» Я чайник, любитель, играю очень плохо. Я начал играть пять лет назад в лиге РТХЛ.К счастью, команда меня терпит, не выгоняет. Я научился как-то ездить не только передом, но и задом, и падать уже через раз. Я сразу обозначаю свой уровень — он никакой. С первой русской пятеркой «Детройта» у меня очень простое сравнение. До сих пор, когда включаешь с ними видео на YouTube, бывает такое, что ты приходишь в кино, как зритель, и фильм тебя берет за душу и не отпускает. Прямо держит за сердце. И ты сидишь и понимаешь, что это кино, что это актеры, что это снимали камеры, режиссер. Но ты как бы вместе с ними. На экране шедевр. Вот как мы смотрим «Крестного отца» [Фрэнсиса Форд]Копполы.Ты от него оторваться не можешь. Там ведь такие человеческие истории! Каждый раз, когда я смотрел тогда и сейчас, как играла русская пятерка «Детройт Ред Уингз» — Козлов, Ларионов, Фетисов, Константинов, Федоров —это абсолютно то же самое ощущение. Это ощущение кино. Я удивлен, что Скотти Боумэн (тренер «Детройта») был первым, кто распознал, что вот так надо делать.На льду начинала происходить магия. То, что они творили, это ровно то ощущение, когда ты сидишь в кино. Они берут твое сердце, у тебя челюсть падает вниз, потому что как это все вместе можно делать, ты не понимаешь. Когда ты знаешь, как складывались судьбы спортсменов, вся эта история русской пятерки распадается на другие части. Она становится фильмом еще и по драматургии. Когда они собираются и творить эту магию, слушайте, ну, это как кино. Только такое кино было от игры к игре. Даже с годами, когда ты пересматриваешь, как они играли, это захватывает опять. Ощущения сильнее у меня не было.