Войти в почту

Лакмусовая бумажка: группа Chemistry – о химии музыки и пище для созерцания

Сегодня ярлык "инди-рок" вешают на что угодно, забывая о том, что изначально это понятие означало просто независимую музыку. Группа Chemistry – один из ярких примеров, подтверждающий, что создание музыки без границ не требует самоцели. Участники коллектива – клубный промоутер Юлия Юденич и актер Михаил Ефимов рассказали m24.ru о химии смешения жанров, музыке 80-х и пище для внутреннего созерцания. Как уживаются пост-панк, трип-хоп и танцевальное полудиско, и может ли инди-рок вписаться в формат клубной вечеринки, читайте в этом материале Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит – Почему именно Chemistry (с английского – "химия", m24.ru)? Вы ассоциируете свою музыку с этой областью науки? Михаил: Лично я имел опосредованное отношение к формированию названия. Так или иначе, мне в свое время очень запомнился плакат в кабинете химии, который содержал надпись: "далеко простирает химия руки свои в делах человеческих". Поэтому, когда Юля предложила мне участвовать в группе Chemistry, первым, что я вспомнил, была именно это фраза. Юлия: На самом деле название появилось еще давно. Мы с первоначальным составом перебирали разные варианты, и когда я сказала Chemistry – все согласились. На мой взгляд, химия – это процесс соучастия, смешивания и создания чего-либо. В музыке то же самое: есть несколько ингредиентов, несколько человек, каждый вкладывает что-то свое, в результате получаем химическую реакцию в виде наших песен. Химия – это еще и любовь, да и вообще очень универсальное название для приятных процессов. – Значит ли это, что вашу музыку можно охарактеризовать словом "смешение"? Михаил: Сегодня многие стараются соответствовать тому или иному формату, работая в неких рамках ради коммерческой выгоды. Мы же к подобному не стремимся. Наш формат уникален сам по себе и называется он Chemistry. Юлия: Можно сказать, что наши песни отличаются по стилю между собой. В нашем творчестве вы можете найти и рок, и трип-хоп, и пост-панк, и шугейз, и танцевальное полудиско, и мягкий релакс. – Вы пришли намеренно к такому разнообразию или так получилось само собой? Юлия: Так получилось, что я играла с разными музыкантами, у каждого из которых – свои музыкальные вкусы. Специально мы не пытались кого-то удивить или эпатировать – все получилось естественным образом. Михаил: Продукт нашего творчества сложно записать математически. Музыка появляется – и все. Мы просто транслируем свое состояние. Просыпаешься, например, и в голове играет хип-хоп. Завтра это может быть рок, и так далее. Наше творчество – это живая непрогнозируемая история. – Юлия, вы являетесь еще и клубным промоутером. Как свойственный этой профессии подход сочетается с форматом живой инструментальной музыки? Юлия: Будучи промоутером, я организовывала множество концертов и понимала, что музыкантам надо помогать. Многие из нас не знают, за что браться, за что – нет. Эта профессия помогла мне осознать, как устроена другая сторона сцены, что очень важно, когда ты сам являешься музыкантом. – Как инди-рок может вписаться в формат клубной вечеринки? Юлия: Честно говоря, наша музыка в такой формат вписывается с трудом. Мы выступаем исключительно на концертных площадках. Я понимаю, что процентов 30 из нашей сегодняшней программы – это довольно лиричные и даже грустные песни, что противоречит даже самому понятию "вечеринка". В этом плане мы либо можем сыграть укороченную программу, либо, уже в будущем, когда запишем новые песни, – выбирать из них, что подойдет для вечеринки, а что – исключительно для концерта. – Под вашу музыку можно и поразмыслить, и потанцевать? Юлия: Главное, чтобы в музыке была красота. Я представляю себе нашу музыку сопровождением чего-либо, это может быть своего рода саундтрек для прогулки или пища для внутреннего созерцания. Я стараюсь создавать в собственных произведениях в том числе и то, что слушаю сама и ценю в любимой музыке, вызывать у слушателя те же ощущения. Многие великие музыканты – отличные психологи, которые даже не всегда осознанно могут манипулировать твоим душевным состоянием, вызывая те или иные ощущения. Я люблю успокаивающую, красивую музыку, которая может быть грустной или жизнерадостной, но всегда умиротворяющей и вызывающей чувство гармонии с окружающим миром. Михаил: Я вообще считаю, что родители должны давать своим детям хотя бы какое-нибудь минимальное музыкальное образование, потому что это развивает интеллект. Музыка – это отличное средство, чтобы научиться думать своей головой. – Михаил, вы – актер. Можно ли считать химиков-музыкантов актерами по определению? Михаил: Скорее диджеями. В принципе, диджей ближе всего к этому процессу: он смешивает одно и другое, получая третье на выходе. – А вашу игру можно сравнить с диджейством? Вы же тоже смешиваете. Юлия: Разве что с точки зрения смешивания партий… В принципе, этим занимаются все музыканты, играющие вживую. Михаил: Диджей смешивает уже готовые партии, у него все записано заранее. У нас достаточно стандартный инструментальный состав: барабаны, гитары, бас.. Я же ко всему прочему люблю добавлять психоделические звуки. Вы спрашивали про музыкального химика? Так это же и есть я! – В химии есть лакмусовая бумажка, проявляющая то или иное вещество. Что является лакмусовой бумажкой для вас? Юлия: Только мои ощущения. Я уверенный в себе человек, у которого нет потребности идти в чью-нибудь лабораторию за экспертной оценкой. Уж не знаю, нормально это или нет. За свою промоутерскую карьеру я пропустила через себя тонны музыки и могу осознавать, какого результата желаю добиться. При этом не могу сказать, что обладаю музыкальным перфекционизмом. Михаил: С перфекционизмом вообще стоит быть аккуратней. Альбом, например, можно писать и год, а можно – и 20 лет. Совершенствовать музыкальную материю можно бесконечно. – Насколько сильно музыкальные ориентиры повлияли на смешение жанров в вашей музыке? Юлия: Так или иначе, они влияют. Каждый из нас чем-то вдохновляется, пропускает информацию через себя и выдает ее уже в интерпретированном виде. Согласитесь, это же тоже химический процесс. Михаил: У нас есть свои кумиры, например, группы The Cure или Radiohead. При этом мы не собираемся слепо кого-то копировать. – Где в этот момент находится личность? Юлия: Создание любой партии происходит абсолютно интуитивно. В то же время наше творчество – коллективное, а каждый из нас – яркая индивидуальность. – Насколько время важно для музыканта? Я имею ввиду, ваше соответствие тому времени, в котором мы живем Юлия: На самом деле – важно. Я понимаю, что начала осуществлять свою музыкальную мечту только сейчас и останавливаться не собираюсь. Приходит понимание, что времени не так много, как может показаться. При этом не могу сказать, что что-то делать уже поздно. Возраст не важен, когда мы говорим о самореализации. Бывали времена, когда мы делали песни очень быстро, буквально за один-два дня. Михаил: Это не значит, что песни пекутся как пирожки. Ощущение времени относительно творчества появляется само. У нас в группе есть представители разных поколений. Можно смело сказать, что каждый из нас – профессионал своего дела. От возраста такие вещи не зависят. – При этом в вашем творчестве был перерыв длиной в пять лет: вы начали писать музыку в 2010 году, но концертный состав сформировался лишь в 2015-м. С чем это связано? Юлия: В самом начале у нас еще не было достаточного количества материала и музыкантов для концертного состава. Мы начинали с двумя музыкантами, которые в дальнейшем стали заниматься своими делами – так просто получилось. А началось все с того, что я стала сочинять песни на даче, когда жила там с маленьким ребенком. Тогда было ощущение полного счастья, которое дало мне осознание того, что творить я могу и хочу именно в этом состоянии. Позже на одну из тех самых песен и вышел первый клип. Затем я долго искала музыкантов для живых выступлений. К настоящему моменту у нас накопилось достаточно материала, чтобы записать первый альбом – надеюсь, это произойдет уже этим летом. И, конечно, мы намерены создавать новые произведения, искать новые формы и звучание. – По какому принципу подбирались музыканты для концертного состава? Юлия: Помимо того, что музыкант должен прекрасно владеть инструментом и чувствовать музыку, еще очень важно быть ответственным! Коллективное творчество – тонкий процесс. Чем дольше мы играем, тем больше понимаем друг друга. Взаимное уважение очень важно в коллективе. И, конечно, вредные привычки могут очень плохо сказываться на коллективном творчестве. Михаил: Да, очень важно, чтобы не злоупотребляли алкоголем (смеется)! Юлия: Наш коллектив существует достаточно гармонично. Мы доверяем друг другу, по-настоящему любим свое дело и пока еще, тьфу-тьфу, не сталкивались ни с какими конфликтами. – Как не переборщить со смешением разных жанров? Может же быть такое, что если перестараться, на выходе получится сборная солянка? Юлия: Есть музыканты, которые изначально ставят себе такую задачу – сделать все возможное, чтобы кого-то удивить или даже шокировать. У нас такой цели нет – это и есть граница. Хотелось бы, чтобы наши слушатели абстрагировались от размышлений на тему "а как они это сделали?" и просто получали удовольствие. Если мы найдем какую-нибудь новую формулу, которая поможет этому процессу еще больше, будем только рады. Но задачи эпатировать своей музыкой мы перед собой не ставим. – То есть, если вернуться к понятиям химии, в вашем случае – это была бы органика? Юлия: Да. Действительно хотелось бы, чтобы наша музыка была больше похожа на органический процесс, чем на когнитивный диссонанс. Это и есть гармония. Михаил: Совершенно верно. Органика, естественность… Эпатаж – это, конечно, все здорово, но, наверное, для других ребят. Стили проверяются временем, а не эффектом неожиданности. Юлия: Кстати, я иногда удивляюсь, откуда у современной молодежи возникает такая любовь к музыке восьмидесятых. Современное поколение до сих пор слушает старую музыку – видимо это говорит о том, что в классике рока действительно что-то есть. Однако это не отменяет факта, что сейчас очень много хорошей новой музыки. – Сегодня инди-роком называют практически все – это понятие стало достаточно размытым, при этом оно применимо к тому, что делаете вы. А что для вас является инди-роком? Юлия: Все просто – независимая музыка. Мы не являемся коммерческим коллективом, и многие вещи делаем на добровольных началах, вкладывая собственные средства. Например, клипы нам снимают наши друзья – профессиональные режиссеры. Они делают это бесплатно, просто потому, что им нравится наша музыка, и нам от этого очень приятно. В то же время я бы не стала называть инди-музыку жанром. Михаил: Инди – это скорее принцип работы. – Может ли слушатель узнать себя в вашей музыке, как вы считаете? Юлия: Пожалуй, созерцание – самое правильное состояние, которое хочется вызвать своей музыкой. Пульс, мелодия и драйв. Надеюсь, в зале во время наших концертов витает именно такая атмосфера. Ничего заумного своей музыкой мы сказать не хотим. – Что бы вы хотели пожелать молодым музыкантам? Юлия: Самое сложное начинается тогда, когда музыкант несет свою запись саундпродюсеру. К сожалению, в России продюсеры зачастую навязывают свою точку зрения на разных уровнях, что может сбить с толку молодого исполнителя. Михаил: "То, что ты делаешь, никому не нужно, – говорят они, – а ты напиши что-нибудь нормальное!". Юлия: К сожалению, многие продюсеры обесценивают плоды творчества действительно талантливых людей. Поэтому совет: слушайте в первую очередь себя, будьте уверенны в себе, прите, как танк, и помните, что вы – сами себе лакмусовая бумажка!

Лакмусовая бумажка: группа Chemistry – о химии музыки и пище для созерцания
© Москва24