Войти в почту

Мур и джентльмены — примирение викторианского бунтаря

Если вы видели одноименный фильм Стивена Норрингтона и думаете, что знаете о Лиге выдающихся джентльменов все, вынужден разочаровать: вы ничего не знаете. Алан Мур люто ненавидит экранизации своих графических романов не без оснований. Режиссер сохранил только общую сюжетную канву (изрядно ее упростив), ключевых персонажей (но далеко не всех) и кое-какие мелкие детали. Британские спецслужбы у Мура действительно собирают для борьбы с врагами Короны команду из сверхординарных личностей и социопатов, наделенных особыми талантами — капитана Немо, Алана Квотермейна, Вельгельмины Мюррей, Джекила-Хайда и невидимки Гриффина. Но этом сходство заканчивается. Достаточно сказать, что в первоисточнике (то есть в комиксе) события разворачиваются в альтернативном мире, где небо над городами заполнено дирижаблями и монгольфьерами, на стенах домов висят телефонные аппараты производства Белла-Теслы, а на верфях разгрузкой пароходов из заморских колоний занимаются гигантские неповоротливые машины. Кроме того, в первом томе действуют совсем другие суперзлодеи, а Дориан Грей появляется лишь мельком, на заставке к одной из глав. Ну и конечно никакой фильм не передаст изящество экспериментов с нарративом, с самой структурой повествования — а без этого Алан Мур не обходится ни в одной своей работе. В «Лиге выдающихся джентльменов» «рисованная история» разбавлена чисто текстовыми вставками, основное действие перемежается главами из газетного романа-фельетона, в котором Аллан Квотермейн совершает психоделическое астральное путешествие в компании героев Э.Р.Берроуза, Г.Ф.Лавкрафта и Герберта Уэллса. Стилизация виртуозная — причем под нескольких авторов разом. Кроме того, Мур и О`Нил снабжают каждый выпуск комикса целым ворохом «дополнительных материалов»: портретными галереями, газетными объявлениями, шарадами и играми «для мальчиков и девочек». Получается ирландское рагу — но густое, насыщенное и аппетитное. Короче говоря, чтобы понять, как старик-наркоман из каирского опиумного притона связан с событиями у Рейхенбахского водопада, на каком судне служил Измаил из «Моби Дика» после гибели китобоя «Пекод» и для чего Британской короне на самом деле понадобился кейворит, экранирующий гравитацию, вам все-таки придется прочитать графический роман Алана Мура. Ну, а DVD с фильмом Норрингтона — с чистой совестью отправить в мусорную корзину.

Мур и джентльмены — примирение викторианского бунтаря
© ИА Regnum