"Подлец Калантар" и комсомольцы затмили успех "Семи самураев" Куросавы

"Семь самураев" — этот великий фильм гениального японского режиссера Акиры Куросавы был снят в 1954 году. Картина пользовалась заслуженным успехом во всем мире, завоевала множество призов на различных кинофестивалях. Прошло чуть более пяти лет, и американские кинематографисты сняли свой вариант. Куросава, использовав нехитрый сюжет, сумел великолепно донести до зрителей эту историю и придал ей философскую глубину. Голливудский режиссер Джон Стерджес адаптировал философскую драму гениального японца к реалиям Дикого Запада и снял по этому сюжету классический американский вестерн. Но сумел сделать это настолько хорошо, что фильм произвел фурор во всех странах, где демонстрировался. Оглушительный успех сопровождал "Великолепную семерку" и в СССР, где был показан в начале 60-х годов прошлого столетия. Почему я вспомнил эти два фильма? Да потому, что в их невероятном успехе большую роль сыграли актеры, снимавшиеся в этих картинах. То же самое произошло и с советским римейком этих картин. "Семеро сыновей моих", снятый режиссером Тофиком Тагизаде на студии "Азербайджанфильм". Сюжет картины такой же, как и в японском оригинале и американской версии. Но вместо самураев и ковбоев в азербайджанской версии (снятой по мотивам "Комсомольской поэмы" Самеда Вургуна) защитником крестьян выступает комсомольский отряд, утверждающий Советскую власть на селе. Этот фильм прогремел по всему СССР и везде имел неизменный успех. Большая заслуга в этом актеров, которые участвовали в фильме. Но, в отличие от предыдущих версий, в азербайджанском варианте актерам, играющим отрицательные персонажи, удалось сыграть настолько хорошо, что долгое время их имена ассоциировались с созданными образами. Великий азербайджанский актер, народный артист СССР, блестящий мастер театра и кино Исмаил Османлы также принимал участие в этом фильме. Он сыграл отъявленного подлеца и злодея Калантара. Сыграл так убедительно, что начал получать письма в свой адрес с проклятьями и ругательствами. Зрители не могли простить Калантару тех мерзостей, которые он творил в фильме. Великий актер иногда по-детски обижался на такие письма, но понимал, что именно высота и мощь его таланта заставила определенное количество зрителей связать воедино актера и образ, им созданный. Сегодня незабываемому актеру исполнилось бы 115 лет. Родился он в Нухе (ныне Шеки) 24 апреля 1902 года. Он рано остался сиротой и вынужден был работать, чтобы прокормиться. Однако, любовь к лицедейству у него также появилась с детства. В Шеки, где родился Османлы, ментальность населения такова, что практически все там владеют в той или иной мере артистичностью и чувством юмора. Османлы пошел дальше и записался в драматический кружок своего города, а далее уже в Гяндже играл в любительском театре. Талант юноши был настолько искрометен, что в 1928 году он был приглашен в Тифлисский государственный азербайджанский драматический театр, но всего через год Османлы стал актером Аздрамы имени Мешади Азизбекова, где работал до конца своей жизни. Исмаил Османлы признан одним из родоначальников актерской реалистической школы Азербайджана. Он сыграл за свою жизнь огромное количество ролей в театре. Все спектакли, в которых он был занят, шли с неизменным успехом. Публика ходила на Османлы… Его любили и высоко ценили. Выход актера на сцену сопровождался бурными овациями, которые довольно долго не умолкали. Он был признанным авторитетом в театре и не только среди молодежи, но и среди коллег и маститых режиссеров. Мне удалось несколько раз видеть Османлы на сцене. Он был удивительно органичен в любой своей роли, обладал великолепной динамикой, умело регулировал ритмику роли. Ирония, лукавство свойственна всем образам, созданным великим мэтром актерского искусства Азербайджана. В кино вместе с комическим персонажами он сумел создать достаточное количество характерных ролей, как положительных, так и отрицательных. Как филигранно точно он сыграл неграмотного крестьянина Новрузали в короткометражном фильме "Почтовый ящик" или того же Калантара в "Семеро сыновей моих". В фильме "Не та, так эта" (гениальная экранизация великим режиссером Сеидзаде произведения несравненного Узеира Гаджибейли) была собрана целая плеяда актерских талантов. Мустафа Марданов, Агасадых Герайбейли, Мовсум Санани, Алиага Агаев, Лютфели Абдуллаев. Исмаил Османлы в этом шедевре сыграл Рза бека и создал этот образ настолько запоминающимся, что сейчас трудно представить кого-то другого в этой роли. Хотя (к большому сожалению) снимать новые киноварианты произведений Гаджибейли пока никто не собирается. Отдельно хочется сказать о роли Шахбазова в фильме "Двадцать шесть бакинских комиссаров" и Гаджи Зейналабдина Тагиева в фильме "Звезды не гаснут". В первом фильме, через некоего мифического Шахбазова, чувствуется Тагиев. Османлы наделил этот образ бесподобными красками. Фразы, сказанные актером в этом фильме, разошлись на цитаты. Великолепная работа Османлы! Что касается "Звезды не гаснут", то, к сожалению, этот фильм вышел на экраны изуродованным цензурой. Но даже в этом варианте чувствуется вся человеческая мощь великого азербайджанца Тагиева, образ которого точно и сочно создал гениальный актер. Османлы и внешне напоминал своего героя, а его внутренний мир передал безупречно! Все, кто знал и работал с великим мастером, отмечают его харизму, человеческую теплоту и преданное отношение к своей профессии. Исмаил Османлы был мерилом актерского мастерства для многих из тех, кто в дальнейшем стали признанными кудесниками сцены. Он был великим человеком и великим актером. Народный артист СССР Исмаил Османлы ушел из жизни 22 июня 1978 года. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

"Подлец Калантар" и комсомольцы затмили успех "Семи самураев" Куросавы
© Sputnik Азербайджан