Фонд кино пора реформировать
Властям пора задуматься о выведении культуры с рынка. Это два несовместимых понятия с разными задачами. У культуры — поднимать и укреплять дух людей, просвещать их, а у рынка — зарабатывать деньги. Что и делает Фонд кино. Перед ним эту задачу поставило правительство РФ. Поэтому мы от Общественного совета российского Министерства культуры будем обращаться к властям с предложениями о концептуальном пересмотре подхода к кинопроизводству в нашей стране.Вопросов к Фонду кино немало. Почему из 150 фильмов, снятых за семь лет его существования, наш народ может по-настоящему гордиться только 5–7 лентами? Можем ли мы оставшиеся фильмы назвать киноискусством? Но ведь и задачи окупаемости, поставленные фонду, не решаются. Хотя наши чиновники отчитываются, что все нормально: идут поступления, уже какие-то миллиарды указывают. Да что говорить, если даже президент страны на встрече с кинематографистами ставит те же вопросы: что происходит — деньги мы вам даем, а какие фильмы вы делаете? Он тоже удивлен: средства выделяются регулярно, а выходящие фильмы далеки от государственной политики в области культуры. Из 20 членов экспертного совета Фонда кино 14 — это продюсеры и прокатчики, которые напрямую заинтересованы в существующей системе. На мой взгляд, недопустимо, чтобы эти прокатчики давали друг другу гранты, а всех прочих оставляли в аутсайдерах. Нынешняя система служит обогащению этих кинопредпринимателей в ущерб культурному развитию целой страны. Их фамилии всем известны — посмотрите на состав экспертного совета. Мы не против того, чтобы в совете были четыре продюсера — без них тоже нельзя. Но вообще он должен собираться на принципиально других основаниях: там должны быть представители всех социально значимых профессий. Это учителя, врачи, работники правоохранительных органов, представители различных конфессий. Учителя смогут отмечать, что такой-то фильм или такая-то подача основного конфликта ленты послужат, скажем, обесцениванию образования. Продукция, выпускаемая при поддержке Фонда кино и органов кинопроизводства при Минкульте, далека от идей, лежащих в основе госполитики в области культуры. Речи об упразднении этих структур пока не идет, хотя все чаще приходят на ум и такие мысли: решить проблемы можно, только прекратив работу нынешней системы. Нужно возвращаться к Госкино России, которое было бы единственным органом, отвечающим и за количественные, и за качественные показатели в нашем кино.