Войти в почту

Обзор кинофестиваля «Петербургский диалог»

20-23 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге прошел первый российско-немецкий молодежный кинофестиваль «Петербургский диалог». Более 20 молодых режиссеров из России и Германии представили свои короткометражные фильмы на различные тематики и в разных жанрах. Всего на фестивале было показано 25 короткометражных фильмов, которые были отобраны из пары сотен. Корреспондент Киноафиши с удовольствием провел все четыре дня на кинофестивале и пообщался с продюсером Владиславом Пастернаком, чтобы узнать, что осталось за кадром этого грандиозного события. С первого же дня фестиваля, установилась весьма уютная атмосфера. Немецкие и русские представители фильмов оказались очень дружелюбными и веселыми людьми. Возможно, такой настрой задал комедийный фильм открытия «Бах в Бразилии», подробнее о котором вы можете прочесть в нашей рецензии. Режиссер этой чудесной немецкой комедии - Ансгар Алерс - также присутствовал на фестивале. И хотя соревновательный дух отсутствовал, в основе «Петербургского диалога» все-таки был конкурс. Жюри, в лице кинокритика Ольги Шервуд, режиссера и художника Анатолия Васильева, сценариста Александра Талала, режиссера Ансагара Алерса и актрисы Аньорки Штрехель, должно было выбрать победителей в 5 номинациях. О том, кто уехал победителем - чуть позже. Каким образом отбирались кинокартины, комментирует Владислав Пастернак: Я посмотрел около 200 штук фильмов точно. Мне нужно было собрать программу, которая в равной степени бы представляла российское и немецкое кино. Должно было быть 50 на 50, но в последний момент несколько немцев отказались и получилось, что русских фильмов больше. И жюри действительно было из чего выбирать. Я старался привлечь лучшие российские короткометражки последних двух лет. То же самое с немцами. Безусловно, одним из критериев служил мой вкус, при этом хотелось разнообразия. Оказалось, что за последние 10 лет полностью изменилось соотношение количества арт-хауса и жанра в Германии и России. Если лет 10-12 назад, я приходил на кинофестивали и смотрел всю российскую палитру, а потом была какая-нибудь показательная программа от немцев, то прям сердце кровью обливалось из-за зависти. Немцы снимали жанровое кино, экшен, комедии, а у наших были драма и арт-хаус. А в этом году получилось загадочным образом наоборот. У наших преимущественно идет жанровое кино, комедии какие-то, даже если это экспериментальное кино, он овсе равно выглядит как жанровое. Наши наконец-то начали уделять должное внимание изображению фильма, а сюжеты! Наши фильмы движимы сюжетами. А с немецкой стороны на этот раз было много экспериментальных высказываний, с эстетикой. Был фильм, полностью снятый на камеру 28го года, в эстетике немого кино. Были фильмы созерцательно поэтические, были фото-фильмы. И Владиславу действительно удалось собрать такую программу, что два дня подряд сидеть по 4 часа в кинозале было удовольствием, хотя, казалось бы, можно устать. Но несмотря на краткость, в картинах была глубина и она увлекала зрителя, рассказывая полноценные истории и оставляя определенный отпечаток. Впервые, задумка этого кинофестиваля, появилась еще 5 лет назад. Много времени понадобилось для его создания, но судя по качеству подборки и самой организации, этого того стоило. И хотя молодежный форум «Петербургский диалог» еще с 2001 года успешно налаживает отношения между Германией и Россией, приглашает немцев к нам, у кинофестиваля есть свои особенности, которые комментирует Владислав: Мы теперь понимаем что нужно публике, в чем культурный баланс между русскими и немцами, какие у них запросы, чего ожидать от участников. Понимаем эту особенность привоза иностранных участников. Конечно, форум существует давно, но творческие люди оказались совершенно другими. Взаимодействие с ними отличалось, поскольку это другой тип людей. И для организаторов был большой стресс, потому что это совершенно другой мир для них. Они привыкли работать с людьми совершенно другого типа. Но команда выстояла и это очень здорово. Алена Ясинская и весь комитет сделали большую работу. Работа Алены Ясинской и всего комитета не осталось незамеченной. Не только подборка фильмов радовала, но и уровень качества самого кинофестиваля. Организаторы позаботились об участниках и гостях как о лучших друзьях. Всё было слажено: волонтеры приветливы и готовы отвечать на любые вопросы, были кофе-брейки, организован синхронный перевод, были мастер-классы от немецких гостей и круглые столы. Всё было продумано почти до мелочей, чтобы все желающие прикоснуться к кинокультуре двух стран, просто наслаждались просмотром и творческой атмосферой. В последний день, завораживающая документальная картина «Гимн великому городу» закрыла фестиваль и жюри объявило свой выбор, сразу предупредив, что решение принимать было очень тяжело и споры велись нешуточные. Приз за «Лучшую мужскую роль» достался Андрей Некрасову, сыгравшему в фильме «Липовый чай». Эта короткометражка рассказывает о Федоре, который спасает людей от самоубийства в Петербурге. Федор специализируется на мостах и у него есть целая статистика, помогающая ему в нелегком деле. Например, с моста Александра Невского чаще всего бросаются бизнесмены. Женщины просто плачут и их легко утешить, отговорить от ошибки. А парни нынче атлетичные и решительные. Несмотря на то, что в основе лежит тема суицида, это комедия и главный посыл, который она несет, это «творите добро». Андрей так органично сыграл спасателя, что сначала казалось, будто это документалка и нам рассказывают о реальном человеке. А вот победительница в номинации «Лучшая женская роль» - Мадлен Джабраилова - победила благодаря драматичной роли в тяжелом фильме «Мария». По сюжету, к женщине приходят из правоохранительных органов и сообщают, что ее сын стал террористом и прямо сейчас он держит в заложниках людей. Это очень проникновенная лента, которая говорит на больную тему, с одной стороны, с другой же, еще и показывает как безгранична любовь матери. Весь фильм держится на Мадлен, поэтому ее победа очевидна и заслужена. Лучшим немецким фильмом стал «Сигнал SOS», повествующий о дочери и отце, которые плавая на небольшой парусной яхте в Средиземном море, ловят сигнал бедствия. Они немедленно плывут на помощь, но оказывается, что в беде находится более 100 человек и перед ними встал непростой выбор. Если опустить обстоятельства с яхтой и спасением людей, а задуматься только о том, как сделать выбор, как решить, что твоя жизнь важнее чьей-то другой, то перед нами очень жизненная история. Лучшим русским фильмов был объявлен «Светлячок», который тоже говорит об очень жизненной и излюбленной привычки - ждать. В небольшом северном городе, стоящем на берегу Белого моря, живёт девушка, по имени Яна. Её отцом был моряк, ушедший в море и не вернувшийся. Яна часто ходит на пристань и ждёт. Не отца, не принца, девушка вообще не склонна к иллюзиям, она просто любит ждать. Жизнь её течёт ровно, пока на почту не заходит Пётр — моряк, потрёпанный ветрами красавец. Между ними вспыхивает роман, но счастье Яны длится недолго. Моряк уходит в море, а она остаётся ждать его на берегу. И ожидание это становится её жизнью. А специальный приз уносит картина «Миля», рассказывающая об одиноком автомобилисте, попавшем во временную петлю на трассе. Сложно спорить с выбором жюри, поскольку все картины были сильными. Но интересно было узнать, есть ли личные фавориты у продюсера фестиваля и актрисы Валерии Федорович, которая приехала на фестиваль с короткометражкой «Последний москвич». Владислав Пастернак: С моей стороны было бы не этично кого-то выделять, потому что для этого было специальное жюри. Для меня все работы хороши, своеобразны, в каждой я что-то для себя нахожу. Я бы сказал так - меня радует выбор жюри. Мне нравится, что они выбрали именно эти картины. Жюри приняло решение вчера вечером и я, прожив сутки с этим решением, подумал что это хороший выбор, мне он нравится, я понимаю почему именно эти фильмы. Валерия Федорович: Мне очень понравилась «Мария», Мадлен Джабраилова (сыгравшая Марию) прекраснейшая артистка. Фильмы «Светлячок» и «Привет, меня зовут… и … да, у меня всё в порядке», в котором даже особо нет актеров, там все нарисовано, но смысл очень глубокий. И еще один фильм - «Было темно, влажно и пахнет деревом», очень смешное название, я думала оно больше подходит для другого жанра (смеется). Владислав Пастернак: Кстати, очень интересно, что вот кто приехал, те и получили призы. Но причем это не было намеренно! Вот почему-то человек, которое и кино хорошее снимает, и усилия предпринял, чтобы оперативно приехать. Я надеюсь, что фестиваль в следующем году действительно состоится и уверен что он пройдет ярче и лучше. И я полностью разделяю надежды Владислава. Дебют удался, организация была на высшем уровне. Фестиваль был полностью бесплатным, что позволило всем желающим окультуриться и узнать что-то новое. Второй кинофестиваль будет еще масштабнее, и еще больше людей смогут приобщиться к культуре Германии и России, открыть для себя совсем другой, более глубокий и осмысленный кинематограф. Бариева Лилия

Обзор кинофестиваля «Петербургский диалог»
© Киноафиша