Стивен Тайлер прощается, но не уходит
Бостонская группа Aerosmith в рамках тура Aero-Vederci Baby! выступила в столичном спорткомплексе «Олимпийский». По формальным признакам это прощальные гастроли, однако Борис Барабанов обнаружил Aerosmith в такой исполнительской форме, что насчет окончания карьеры группы возникли большие сомнения. Aerosmith выступали в Москве на следующий день после теракта на концерте Арианы Гранде в Манчестере. Никаких дополнительных мер безопасности для зрителей на площадке не ввели, они там и так достаточно серьезные. А вот группа своей безопасностью озаботилась всерьез. Все музыканты лично прибыли на площадку задолго до выступления. Но не для того, чтобы настроить звук,— этим обычно занимается вместо них бригада техников. Музыканты Aerosmith репетировали свои действия на случай нештатной ситуации. Проще говоря, решали, куда бежать, если что. Понять артистов можно. В мире сейчас не существует мест, где теракт более или менее вероятен, все рискуют одинаково. И тем не менее акустика в зале все же стоила того, чтобы на нее тоже потратили время. Спорткомплекс «Олимпийский» — зал со сложным звуком. Aerosmith знали об этом, так как выступали именно здесь десять лет назад, в свой первый приезд в Россию. И тем не менее звучание песен в этот раз далеко не всегда было идеальным. К тому же начали они с двух не самых известных песен — «Let the Music Do the Talking» и «Young Lust» , то есть зрители были озадачены не только проблемным звуком, но и, собственно, исполняемым материалом. Но дальше озадаченность прошла: как было не подпевать таким хитам, как «Cryin’» и «Livin’ on the Edge». Переломным моментом концерта стали две песни группы Fleetwood Mac — блюз «Stop Messin’ Around» и рок-н-ролл «Oh Well». Если всю первую часть шоу невозможно было не сравнивать концертное звучание всем известных песен со студийными оригиналами, то когда действо неожиданно превратилось в бесшабашную кавер-вечеринку, о качестве звука думалось в последнюю очередь. В памяти отпечатался кадр, спроецированный на огромный экран на сцене: у микрофона гитарист Джо Перри, поющий «Stop Messin’ Around» , за его плечом — сосредоточенное лицо барабанщика Джо Крамера, а прямо под барабанной стойкой — лежащий на спине вокалист Стивен Тайлер, играющий на губной гармошке и дергающий ногой в такт музыке. От этой части представления осталось впечатление полной импровизации, от которой все ее участники получали истинное удовольствие. Кульминацией же второй половины концерта стали баллада из фильма «Армагеддон» «I Don’t Want to Miss a Thing» и песня группы The Beatles «Come Together», которую Aerosmith поют уже сорок лет. На предыдущем концерте тура Aerosmith, который состоялся 20 мая в Батуми, перед выходом музыкантов на бис в динамиках играла песня группы Soundgarden «Black Hole Sun». Так Стивен Тайлер и его коллеги почтили память лидера Soundgarden Криса Корнелла. В Москве они не могли обойти вниманием то, что волновало всех в данный момент,— теракт в Манчестере. Перед концертом Стивен Тайлер нарисовал на плече британский флаг, который постоянно был в кадре, когда на экран давали крупные планы певца. Перед бисом флаг с надписью «Manchester» занял весь экран. В зале повисла тишина. Стивен Тайлер сказал: «ИГИЛ! Вы думаете, вы круче нас? У нас есть целый мир, полный любви, который мы можем противопоставить этим ублюдкам. Если они считают, что могут поставить этот мир на колени, они могут мечтать дальше». Логично, что сразу вслед за этими словами зазвучали первые фортепианные аккорды песни «Dream On». А завершился концерт песней «Walk This Way», которая когда-то, во второй половине 1980-х, вернула группе популярность и стала первым рэп-номером в мировых чартах. Уходя со сцены, 69-летний Стивен Тайлер сказал: «До встречи» — и, похоже, он это серьезно.