В прокат выходит кинороман о покорении джунглей

«Затерянный город Z» (The Lost City of Z) США, реж. Джеймс Грэй, в ролях: Чарли Ханнэм, Сиенна Миллер, Роберт Паттинсон, Том Холланд, Эдвард Эшли, Энгус МакФадьен, Иен МакДермид, Франко Неро, Елена Соловей. Сайт фильма Майор Перси Фосетт может один выстрелом сразить наповал бегущего оленя, но отведать приготовленные затем изысканные блюда его не приглашают: «Он не слишком-то преуспел в выборе своих предков», - поясняют насчёт него шёпотом, и в стране, где репутация рода ценится превыше всего, его служебные перспективы безоблачными точно не выглядят: ему даже медали пока никакой не дали. Шанс обелить запятнанное отцом имя предоставляется занимающемуся топографией (и побывавшему уже во многих уголках империи) майору в 1906-м году, когда Королевское географическое общество посылает его с важной экспедицией в джунгли Амазонии. Боливия ведёт там спор из-за границы с Бразилией, а так как на кону – крупное месторождение каучука, тамошнего «чёрного золота», то разногласия вполне могут обернуться войной, и Англия призвана выступить в качестве рефери. «Вас ждёт грандиозное приключение», - соблазняют Фосетта, но в то же время и предупреждают: обстановка по ту сторону океана «нечеловечески тяжёлая», а в целом поездка явно займёт несколько лет. Оставив на родине беременную жену и маленького сына, путешественник уверен, что его жертва в итоге окупится… И это – завязка только первой трети масштабного кинополотна. Пусть «джунгли – это ад, но не любить эти края невозможно», и Фосетт вернётся сюда ещё дважды: сперва – с товарищами, после этого – с сыном. Помимо трёх путешествий вверх по реке, туда, «оттуда никто не возвращался», в охватывающий два десятилетия сюжет вплетена ещё и Первая мировая война, да и не только она. Другими словами, «Затерянный город Z» - это фильм большой романной формы, с историей, выпирающей изо всех границ и никак не укладывающейся в привычные всем шаблоны. Трейлер фильма «Затерянный город Z» Безусловно, это захватывающее приключение, но не ждите от этих слов – что «захватывающее», что «приключение», - того, чего вы ждёте от новых «Пиратов Карибского моря». Здесь не будет эффектных драк, чумовых погонь или каких-либо ещё воодушевляющих развлечений. Здесь будет, в принципе, только томящая река (которая «станет нашим домом на целых два года»), а ещё, разве что, летящие с берега копья и стрелы туземцев да кишащие в воде кровожадные пираньи. И наградой за все тяготы и лишения – москиты, лихорадка, голод, каннибалы и многое прочее – станет даже не золото, а лишь неосязаемая (и для кого-то, очевидно, сомнительная) радость оказаться там, где не ступала ещё нога человека. Белого человека. «Какие мы высокомерные и самонадеянные», - говорит Фосетт, наблюдая за тем, как организовано сельское хозяйство у тех, кого в Британии считают не иначе как обречёнными на рабство «дикарями». Сложнее всего «цивилизованному» человеку поверить в то, что где-то на другом конце света может существовать (или существовала когда-то) цивилизация даже более древняя, чем та, по его мнению, «единственная», к которой принадлежит непосредственно он. Борьба не с чужой, а с собственной закостенелостью – одна из важнейших тем этого лишь с виду «приключенческого» фильма. Первые ассоциации – самые верные: здесь более чем ощутимо влияние таких незабываемых шедевров как «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Агирре, гнев божий» Херцога. Но Джеймс Грэй – режиссёр, ранее снимавший фильмы совсем иного рода («Роковая страсть», «Любовники», «Хозяева ночи», «Ярды», «Маленькая Одесса»), - если в чём и повторяется, то лишь отчасти. Понятно, что рассказывая историю, подобную этой (а это судьба реального путешественника), ты волей-неволей попадёшь на территорию, давным-давно уже исследованную другими. Но если Грэй и говорит о том, что джунгли поглощают тебя с потрохами, то говорит он об этом всё же иными фразами, иначе складывая из слов предложения. И о принципиальном отличии от названных картин было уже, в принципе, сказано выше: оно заключается в том, что герой, оказавшись в аду, дважды из него выкарабкивается – и дважды возвращается в него снова. Зачем, почему?.. На эти вопросы можно, но не нужно отвечать, ибо должна же в фильме остаться хоть какая-то загадка. Впрочем, сейчас мы имеем дело с тем самым случаем, когда страшнейший спойлер заключён уже в самом заголовке описываемой ленты. «Мы никогда не позволяли страху определять наше будущее», - напутствует мужа жена, в другой раз наставлявшая: «Не близкое хватай, а к дальнему стремись». «За смерть. Лишь она придаёт вкус жизни», - поднимает Перси Фосетт тост у убитого им оленя, чтобы спустя долгие годы и тысячи километров успокаивать дорогого ему спутника: «С нами ничего не случится – у нас другая судьба» (нельзя в скобках не отметить, что в крохотной роли сильного русского медиума, предсказавшего герою будущее, – легенда советского кино Елена Соловей). Следующим этим заветам бесстрашным исследователям, готовым рискнуть всем ради того, чтобы на карте необъятной Земли оставалось меньше «белых пятен», и посвящена эта картина, не романтизирующая, но всё же в какой-то мере поэтизирующая тяжелейший и сопряжённый с неизменной смертельной опасностью труд первопроходцев и первооткрывателей.

В прокат выходит кинороман о покорении джунглей
© Ридус