Олег Нестеров: Мы исследуем время - через кино

Эксклюзив "ВМ". На телеканале «Время» начала выходить программа «Жизнь как в кино» - передача для истинных ценителей кинематографа, интересующихся его историей. Судьба советского кино знала много взлетов и потрясений, открытий и запретов, здесь рождались и угасали «звезды», чьи имена вошли в историю. Обо всем этом и будут говорить с гостями передачи ее ведущие - Олег Нестеров и Дарья Хубова. Поговорить о том, чего нам ждать от данного формата мы решили с Олегом Нестеровым, известным музыкантом, лидером группы "Мегаполис". - Олег Анатольевич, вопрос, может быть, не слишком приятный, но тем не менее: передач о кино - много. Чем новый проект принципиально отличается от других? - Это проект, в котором мы исследуем не только фильмы сами по себе. Через кино мы с большим интересом исследуем время, в которое они были сняты. О времени может рассказать открытка, картина, интернет-мем, но о периоде 50-80-х годов лучше всего рассказывает кинематограф. Не всегда перед режиссером стояла задача запечатлеть время в своих картинах. Оно просто проходило сквозь это сито, а режиссер снимал свою историю. Это именно тот проект, который достраивает у молодых людей картину окружающего мира. Фильмы, о которых мы говорим в передаче, это недостающие пазлы, которые формируют культурный слой целого поколения. «Жизнь как в кино» это не просто «давайте посмотрим старые фильмы». Это выстраивание необходимой системы координат у всех нас. Знаете, есть такое понятие «аперитив». То, что пробуждает в нас аппетит. Наша передача возбуждает аппетит, вдохновение к исследованию и к тому, чтобы посмотреть эти фильмы, а задача нашей программы – помочь зрителю увидеть это кино под определенным углом. - Откуда у вас такая увлеченность кино? Один проект «Из жизни планет» дорогого стоит! (Если кто-то не в курсе - это посвящение неснятым фильмам 60-х). Насколько известно, вы очень тщательно изучали и историю кинематографа, и различные архивные документы... Так можно подходить к делу, только "заболев" им. - В кино меня привела музыка. Если бы я был поваром, в кино бы меня привели какие-то блюда. Музыка, которая ко мне в какой-то момент пришла, привела меня в кино как к золоту Трои. Все и правда началось с проекта «Из жизни планет» — это было посвящение неснятым фильмам шестидесятых годов. Сначала я погрузился в это великое и ужасное кладбище неснятых фильмов, потом начал исследовать кино, увидевшее большой экран. Затем начал исследовать мир кинематографа в других направлениях от 50-х до 80-х годов и таким образом это искусство вошло в мою жизнь - но не просто как к человеку, который любит и смотрит фильмы. Я исследовал их со всех точек зрения: художественной, творческой, информационной. - Судя по всему, в данном проекте вы планируете рассматривать фильмы через призму той или иной эпохи. Или эпоху - через призму кинематографа? - Мир имеет фрактальную природу «всё во всем». По строению атома мы можем понять строение Вселенной. По искреннему божественному мы можем понять божественное. По элементу живой жизни, который мы видим на фотографии или фильме, мы можем построить живую жизнь. В лучших проявлениях фильмы нам рассказывают о том времени, когда были молоды наши родители, наши бабушки и дедушки, почему они совершали или не совершали те или иные поступки, откуда всё взялось и куда всё движется. А это очень важно. Мы смотрим на это сегодня и понимаем, как все это было устроено тогда: кто как думал, какие поступки совершали, что, зачем и почему говорили. Так что в первую очередь, мы исследуем эпоху через кинематограф, который был создан в те годы. - На какую аудиторию рассчитан проект? - На самую широкую. Человек начинает задавать себе важные вопросы в разный жизненный период: кто-то в 5 лет, кто-то в 17, а кто-то в 70. Это вечные вопросы: почему всё так? Кто я? Что меня окружает? Где я живу? И у проекта «Жизнь как в кино» должна быть, и я надеюсь будет, аудитория широкая, интересующаяся. Это молодые люди, которым интересны все те моменты, которые могут повлиять на его жизнь в будущем, ведь история ­— это линейно развивающая штука, определяющая систему координат и для молодого, и для зрелого, и даже для пожилого человека. В нашей программе каждый найдет для себя ответы на какие-то вопросы, я очень надеюсь. - Какая киноэпоха интересна вам особенно? - Ближе всего мне эпоха 60-х годов. Может быть, календарно она началась чуть раньше, с самого конца 50-х, но это время, когда со своими фильмами вышли точные режиссёры. При Сталине они преломляли действительность особым образом, но потом, в определенный момент научились работать точно. И Брежневская эпоха вывела новый тип советского режиссера, который опять стал работать не совсем точно, и вот это десятилетие самое важное - на мой взгляд. - Все отмечают, что ныне ностальгия по прошлому стала трендом. Это и ностальгия по наивным советским временам, и по старым фильмам тоже... Согласны ли вы с этим, и чем это, по-вашему, можно объяснить? - Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера. Так сказал когда-то Бродский. В определенный момент обществу требуется нащупать те силовые линии, которые были в прошлом, чтобы от них подпитаться, получить силу и двинуться вперед. - А как вас на все хватает? В октябре, например, запланирован концерт "Мегаполиса", который, по слухам, представит "совершенно иную музыку"... Вы увлечены и путешествиями. Сколько часов в ваших сутках? - Время не линейно. Я по специальности связист, изучал передачу дискретной информации. Есть такая у связистов тема, называется временное уплотнение, вполне себе ясная штука, когда несколько тысяч разговоров идут по одной телефонной линии. Я в душе все-таки технарь и организую свое время именно так — уплотняю. Не всегда это получается, но я стараюсь. - В каком районе вы живете и что примечательного там находится? - Я родился и всю жизнь живу в Перово рядом с Измайловским парком – это царские угодья. Исторически цари у нас обитали на Востоке и Лефортово, где была немецкая слобода. На Измайловском острове долгое время существовал царский дворец. Я всю жизнь живу в этом районе, знаю его, очень люблю и благодарю судьбу, что он находится на востоке Москвы, а не на Западе. И хочу как можно меньше рассказывать обо всех прелестях моего обитания – об Измайловском парке, где можно гулять целый час утром с собакой и не встретить ни одного человека. Это даже не парк, а настоящий лес. Я очень люблю свой район и не хочу в своей жизни ничего в этом плане менять. Следите за программой, но как правило "Жизнь как в кино" выходит на телеканале "Время" в 13:00, 21:00, 23:05 и 4:30.

Олег Нестеров: Мы исследуем время - через кино
© Вечерняя Москва