Не подражать и не копировать

Фильм «Большой» Валерия Тодоровского выйдет в прокат 11 мая. Одну из главных ролей в картине сыграла актриса Валентина Теличкина. Народная артистка России Валентина Теличкина в новом фильме Валерия Тодоровского «Большой» играет директора хореографического училища при Большом театре — женщину властную, двуличную. В интервью «ВМ» актриса рассказывает о том, как ей работается в современном кинематографе. — Валентина Ивановна, сегодня многие актеры мечтают сниматься у Валерия Тодоровского. Как вы думаете, почему? — Могу говорить лишь на основании своего опыта. Валера знает, что хочет, любит всех, кого взял в команду, и проявляет удивительную нежность к каждому актеру. Он так бережно относится к актерам, будто мы сокровища. — Ваша героиня — руководитель. Как вы относитесь к женщинам-лидерам? — Я бы никогда не стала руководителем. Мне сложно что-то требовать от людей, наказывать... Но ко многим женщинам-руководителям я отношусь с уважением. Мне всегда хотелось узнать: какие они в семье — тоже начальницы или все же подчиненные? Мне кажется, что подчинение — в крови у женщины. Очевидно, что женщина хочет подчиняться сильному, достойному мужчине. Но сегодня такой странный мир, в котором от женщин ожидаешь большего, чем от мужчины. Правда, я не могу представить руководителем нашей страны женщину. — Наверняка у вас есть кумиры среди великих балерин. — Могу сказать это о Галине Улановой. Она воплощение женственности, доброты. Я общалась с балеринами и из их рассказов знаю о сложности этой профессии. Ведь балет кроме творческого начала требует и колоссальной физической отдачи. Представители этой профессии — невероятные труженики! В фильме «Большой» снимались юные артисты балета, и я, наблюдая за их тренировками, думала: «Бедные, как же они трудятся!» Но ни от одного ребенка я не слышала жалобы. — Вы снимались у великих режиссеров — Сергея Герасимова, Эльдара Рязанова, Глеба Панфилова, Никиты Михалкова. Если сравнить съемочный процесс в советское время и сегодня? — Сравнивать нельзя. Раньше были репетиции. А как известно, именно во время них рождаются находки. Сегодня отсутствие репетиций, обсуждения — большая проблема. Ужас современного кино — в поспешности, в суете. Актеры произносят тексты, а вжиться в роль не успевают — нет времени. В результате получаются «говорящие головы». А многие современные актеры — просто дивные! Не говоря уже о том, сколько сегодня красавцев и красавиц. — Встречали ли вы среди актеров абсолютных гениев, актеров от Бога? — Вера Марецкая — гениальная актриса. И Нина Усатова. Очень интересная актриса Инна Чурикова. Но самой гениальной на моей памяти была Катя Савинова. Так, как играла Савинова, не может сыграть никто. Повторить Катю нельзя. Смотришь ее игру и понимаешь: «Так сыграть, как она, я никогда не смогу». — Вы эксклюзивная актриса. Как вам удалось сохранить свою индивидуальность? — Хотелось себя развивать, не останавливаться на месте, быть интересным собеседником, хорошим другом, любящей матерью, но только не копировать других, а исходить из своих чувств, мыслей, представлений. Конечно, со времен «Журналиста» (фильм Сергея Герасимова 1967 года, где актриса сыграла роль курьера Вали Корольковой) я очень изменилась, и многое в жизни произошло, и все оставило след. Кстати, именно Герасимов сказал мне: «Знаешь, Ермоха (так он меня называл), после «Журналиста» многие режиссеры захотят, чтобы ты подстраивалась под них, а ты доверяй толь- ко себе, никого не слушай». Через много лет я поняла, о чем он говорил. Нельзя никому подражать, потому что в искусстве важна твоя индивидуальность. И еще. То, что было прелестно в 18, странно и неприятно в 45 лет. У меня была подруга, которая в институте восхищала всех непосредственностью. Но когда то же продолжалось и в 45, все понимали, что она просто играет в наивность. Индивидуальность складывается из интересов человека, предпочтений, а подражание — страшное дело. Но в театральных сегодня учат не индивидуальности, а подражанию. — Вы и в ролях стараетесь не повторяться. — Для меня это главное. Когда я прочитала сценарий «Большого», сразу поняла, что моя героиня — персонаж из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Но мне не хотелось, чтобы она была такой зловещей, и я сказала об этом Тодоровскому. Он предложил встретиться с директором хореографического училища при Большом театре. Я спросила у нее: «Вы могли бы произнести фразу: «Мне надоело разгребать твое г....» Она ответила: «Никогда». Я рассказала режиссеру, и он внес изменения в сценарий. Этой фразы в фильме нет. СПРАВКА История восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра. Фильм рассказывает о трех периодах жизни трех балерин Большого театра. В фильме снимались: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Анна Исаева, Анастасия Прокофьева, Анастасия Федорова, Азиза Кондыбаева и другие.

Не подражать и не копировать
© Вечерняя Москва