Войти в почту

как любитель насекомых Владислав Старевич стал пионером кукольной анимации

8 августа исполняется 135 лет со дня рождения Владислава Старевича — одного из основоположников кукольной анимации, прославившегося авангардистскими кинолентами с насекомыми в главных ролях. О том, как Старевич, заслуживший славу колдуна за способность «повелевать» жуками, стал классиком своего дела и посодействовал развитию мировой мультипликации, — в материале RT. В 1912 году на российские экраны вышел короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В центре сюжета — незамысловатая любовная история жены короля и графа из племени соперников. Залы кинотеатров были заполнены до отказа желающими посмотреть картину, а около сотни копий фильма, по тем временам количество весьма внушительное, даже выкупили в Америке и Европе. Такой ажиотаж объяснялся тем, что фильм был сделан в до этого неизвестной зрителю технике покадровой кукольной анимации, а главные роли в нём «сыграли» чучела насекомых. О том, что жуки — не живые, зрители даже не подозревали. А потому режиссёр киноленты, 30-летний Владислав Старевич, сразу же обрёл славу то ли колдуна, то ли гениального дрессировщика. Западные газеты отмечали: «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения». Тайное становится явным Публика встречает на ура ещё несколько подобных короткометражек, появившихся вслед за «Люканидой». Интерес зрителей начинает угасать лишь когда выясняется как именно Старевич снимает свои фильмы: убивает «актёров», препарирует их, к лапкам приделывает шарниры и делает на фотоплёнку тысячи кадров, которые потом соединятся в киноленту. Стать одним из основателей покадровой мультипликации Владиславу Старевичу удалось благодаря двум своим увлечениям: фотографии и энтомологии. Однажды он задумал снять документальный фильм о жуках-оленях. Во время съёмок выяснилось, что при включении лампы эти насекомые замирают. Тогда режиссёр сделал из жуков муляжи и снял необходимую сцену кадр за кадром. © Wikimedia Commons Вслед за кукольными шедеврами Старевич начал снимать игровые фильмы с настоящими актёрами. Они также произвели настоящий фурор из-за небывалых для того времени спецэффектов: герои левитировали, исчезали и менялись в размерах. Режиссёр - большой поклонник Николая Васильевича Гоголя - выпустил сразу несколько картин по его произведениям. «Ночь перед Рождеством», первая экранизация одноимённой повести, стала классикой мирового кинематографа. А вот судьба снятых в Крыму «Вия», «Майской ночи» и «Сорочинской ярмарки», как и большинства других его фильмов, до сих пор неизвестна. Из Парижа с любовью После революции, в 1919 году, Старевич уезжает из России. Он селится в Париже и начинает производство анимационных политических сатир и пародий на салонные мелодрамы, попутно получая награды и хвалебные отзывы. Около десяти лет режиссёр вынашивает замысел первого в истории полнометражного кукольного фильма. Так появилась экранизация эпической поэмы «Рейнеке-лис» — его самая масштабная и детальная работа. По словам современников режиссёра, для того, чтобы мимика персонажей не была бедной, тот создавал по полторы сотни масок с различными гримасами для каждого героя. Примечательно, что отец кукольной мультипликации всегда работал один, и даже в преклонном возрасте не захотел искать преемника и передавать кому-либо свой опыт. До самой смерти он занимался любимым делом, параллельно зарабатывая на жизнь постановкой рекламных роликов. Скончался великий режиссёр в Париже в феврале 1965 года. RT выбрал несколько знаковых работ Владислава Старевича, которые нужно и — что немаловажно — ещё можно найти и посмотреть. Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами (1912 ) Именно с историей любви жены короля страны жуков-рогачей Люканиды и графа из государства жуков-усачей Героса Старевич дебютировал в кино. Актёры были найдены в энтомологической коллекции режиссёра. Месть кинематографического оператора (1912) В центре сюжета — сложные отношения между жуками-оленями (семья Жуковых), жуком-усачом (творец Усачини), кузнечиком (кинооператор) и стрекозой (танцовщица). В этом фильме-пародии нашлось место и страсти, и мести, и даже некоторой эротике. Стрекоза и муравей (1913) В этой работе Старевич по-новому взглянул на басню Ивана Андреевича Крылова. Мультфильм стоит посмотреть тому, кто презирает стрекозу и симпатизирует муравью. Есть вероятность, что, увидев мучительную смерть стрекозы в снегу, эти люди изменят свое отношение к легкомысленному насекомому. Рейнеке-лис (1930) Мультфильм снят по мотивам одноимённого произведения Иоганна Вольфганга Гёте. Его подготовку режиссёр вынашивал десять лет, а само производство заняло полтора года — для плодотворного Старевича срок немалый. Ночь перед Рождеством (1913) Как и сто лет назад, смеяться над этим фильмом можно до слёз. Кроме того, «Ночь перед Рождеством» необходимо посмотреть каждому, кто увлекается историей кинематографа. Кстати, эксперты полагают, что экранизация Старевича наиболее приближена к гоголевскому видению истории.

как любитель насекомых Владислав Старевич стал пионером кукольной анимации
© RT на русском