30 апреля в российский эфир выйдет сериал «Гений» ― подробная кинобиография Альберта Эйнштейна от режиссера и продюсера Рона Ховарда («Игры разума», «Код да Винчи»). 10-серийный проект расскажет о том, как парень из небогатой еврейской семьи превратился в одну из ключевых фигур в истории науки. В преддверии премьеры актер Джеффри Раш рассказал «Известиям», какого ему было играть великого физика. ― «Гений» — история про Эйнштейна-человека или Эйнштейна — великого ученого? ― Невозможно сделать фильм об Эйнштейне — просто ученом. Он знаменит не только благодаря своим научным достижениям. Прежде всего у него была нелепая прическа, которую никто больше не осмелился носить (смеется). Есть много фотографий, где он встречается со знаменитостями, например с Мэрилин Монро, нахально себя ведет и показывает язык. Но даже этот эксцентричный образ позднего Эйнштейна ― это не весь Эйнштейн. В нашем сериале будет показана и молодость ученого. В конечном счете, хотя и нелинейно, сериал охватывает практически всю его жизнь, с пяти лет, когда Альберт получил в подарок от отца компас и был потрясен силой, что удерживает стрелку в одном направлении, и до 76, когда он умер. В сериале подробно рассказывается о важнейшем периоде взросления Эйнштейна со всеми его внутренними проблемами. Там будет много того, чего мы все не знаем об этой фигуре. ― То есть в центре повествования будет не только наука, но и личная жизнь? У Эйнштейна не было проблем в общении с противоположным полом? ― Совсем нет. Он был ярким человеком, имел чувство юмора, а эти качества привлекают женщин. Более того, я думаю, что у него было много любовниц, когда он путешествовал по миру. В то же время он знал, что его дарование работает только в условиях хорошо организованной и слаженной жизни, и искал надежного спутника. И нашел его в Эльзе после печального и неловкого расставания с первой женой Милевой Марич. И с Эльзой ему невероятно повезло. Она не соответствовала его интеллекту, как Милева, но была счастлива просто быть с ним, помогать ему в работе, выполнять роль организатора и пиарщика великого ученого. Их брак был пронизан глубокой дружбой, но особенно страстным его сложно назвать. Эльза закрывала глаза на его увлечения, вообще в этом плане они были далеки от пуританства. У Эйнштейна было много женщин, но Милева и Эльза ― все-таки два самых главных человека в его жизни. ― Продюсер проекта Брайан Грейзер рассказал, что в сериале мы увидим историю поражения Эйнштейна. Что имеется в виду? ― В какой-то степени это касается его научного наследия. Есть мнение, что после того, как Эйнштейн создал общую теорию относительности и достиг известности, он не так уж много сделал для науки. Он не верил, что Бог играет в кости со Вселенной, как те молодые ученые, что занимались квантовой механикой и изучением атомной структуры. Он хотел найти идеальную формулу, математически объясняющую весь физический мир, и потерпел неудачу. Кроме того, в конце жизни он имел все основания считать, что он провалил отношения с семьей и детьми. Словом, в его жизни действительно было много несчастья. ― Что вас лично больше всего удивило, когда вы готовились к роли и подробно познакомились с биографией Эйнштейна? ― Наверное, то, насколько открытым и общительным он был, какой поистине детской непосредственностью обладал, неожиданной для человека с таким интеллектом. Многие считали его кем-то вроде аутиста, но я не думаю, что это правда. Он вел активный образ жизни, увлекался спортом и любил общение. В начале XX века, в годы его молодости, немецкое еврейское общество бурлило. Он постоянно болтался где-то с друзьями, и они даже играли вместе музыку. Не знаю, насколько хороший был тогда из Эйнштейна музыкант ― ни одной записи не сохранилось. В конце концов, он любил путешествовать. Мне повезло заполучить огромное количество материалов о его визите в Великобританию и США, где он эксцентрично себя вел, приветствовал прессу как Граучо Маркс (американский комик, участник группы «Братья Маркс». — «Известия»). Он смешил людей, вел себя как клоун, да и был по-клоунски искренне наивен. Про Эйнштейна в старости также говорят, что он стал вял, всегда ходил полусонный, тяжел на подъем и прочее, но это опять же неправда. Он действительно любил спать днем, после чего просыпался бодрым и готовым к работе. ― Для этой роли вам пришлось научиться играть на скрипке? ― Да, и мне нравится постоянно решать новые задачи. Например, однажды для одного фильма, где играл портного, я вооружился мелом и действительно сшил костюм, хотя не думаю, что кто-то захочет его носить (смеется). Я с большим удовольствием вспоминаю время, когда учился владеть шпагой для съемок в «Пиратах Карибского моря» ― мне казалось, что для того, чтобы стать действительно достоверным, нужно по-настоящему владеть холодным оружием. Ну и до этого, для прошлых ролей, я учился играть на фортепиано и аккордеоне. Что касается скрипки, думаю, что большинство людей, которые действительно хорошо на ней играют, стали учиться еще лет с пяти и практиковались тысячи часов. Этот инструмент требует большого мастерства и точности, чтобы попасть в нужную ноту. Тут ведь нет аккордов, и если вы ошибетесь на миллиметр, получите самый худший звук в мире. Мне понадобилась, конечно, великая магия кино, чтобы играть так хорошо, как Эйнштейн (смеется). ― Не страшно было браться за роль человека, который еще при жизни превратился в легенду? ― Мне уже седьмой десяток, я характерный актер, и эта ― одна из самых больших ролей, какую только можно сыграть. Этот человек силой ума определил эпоху, полную политических и социальных перемен. Эта роль имеет даже не три, а четыре измерения! Я получил невероятное удовольствие играть Эйнштейна. Представляете, вы каждый день приходите на съемочную площадку и играете гения ― гения во всем, от мелочей быта до эксцентрики в поведении. В конце сериала есть эпизод, где уже пожилой Эйнштейн знакомится с соседкой Алисой, которая помогает ему по дому, а он между тем учит ее математике и превращает эти разговоры в увлекательное путешествие. Один из учеников Эйнштейна как-то писал о нем: «Это был самый щедрый человек на свете». И это правда, мы не найдем сейчас так уж много подобных ему людей. Каждый из нас слишком погружен в себя, занят только собой, а Эйнштейн смотрел куда-то дальше, туда, где спрятаны лучшие части человеческой природы.