Армянская скрипка и норвежский симфонический оркестр на столичной сцене

Феликс Мендельсон, Макс Брух, Антонин Дворжак – представители романтического направления, взяли у него самые привлекательные черты: пылкость чувств, необыкновенную красоту мелодизма, интерес к национальным истокам музыки, к экзотическим культурам при сохранении классической ясности форм. Открыла выступление артистов из Ставангера концертная увертюра Мендельсона “Гебриды, или Фингалова пещера”. Композитор был вдохновлен своим путешествием по Шотландии. При посещении одного из Гебридских островов, расположенных у ее западных берегов, он записал: “ странное душевное состояние охватило меня ”. Оно превратилось в музыкальную фразу, ставшую первой темой увертюры. На острове Стаффа находится гигантская базальтовая пещера. Вокруг только безбрежное серое море. Пещеру нарекли именем Фингала (Финна) — легендарного героя кельтского народного эпоса. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Кто как не потомки бесстрашных викингов – норвежцы знают Северное море и его прихоти? Мгновенно увертюра "задышала" морским прибоем. Музыка, как море, переменчива. Новые мотивы и фразы, как волны, "набегают" друг на друга. Молодой дирижер с первого звука заставляет играть оркестр именно "оркестрово". Каждый инструмент или группа, имея свой предельно выраженный тембр, звучит одновременно и самостоятельно, и ансамблево, сливаясь в общем колорите – потрясающая балансовая выверенность оркестровых голосов. Мягкие "кошачьи" жесты маэстро вытягивают максимальную певучесть из фраз. Сразу поражает звучание групп струнных инструментов – вибрирующее, "дышащее", идеальное "вместе". Имеет ли значение то, что Кристиан Васкес в прошлом скрипач, знающий всю "кухню" изнутри? Контрабасы завораживают своими тишайшими пианиссимо, но их всегда слышно в общем "хоре". Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Изумительные “Гебриды” Мендельсона, по словам Вагнера “одного из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем”, "плещется" удивительной оркестровой звукописью в исполнении норвежских музыкантов под предводительством маэстро из Венесуэлы. Другая исполнительская "кровь", иной музыкантский склад и национальный темперамент – Сергей Хачатрян. Победитель двух солиднейших скрипичных конкурсов - Яна Сибелиуса в Хельсинки и королевы Елизаветы в Брюсселе. Блестящий виртуоз с глубоким взглядом на искусство. Грустные глаза на серьезном лице, облик представителя своего народа, пережившего немало трагедий. Концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха стоит в одном ряду с шедеврами этого жанра, скрипичными концертами Мендельсона и Брамса, в полной мере неся знамя романтизма и выполняя роль связующего звена. В третьей части концерта горделивая венгерская тема Бруха предвосхитит идею Брамса десятилетием спустя, также использовавшего венгерский колорит в финале своего скрипичного концерта. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Исполнение Хачатряна было выдержано в романтически-печальных тонах. Безупречно технически, с идеальными пассажами, прекрасным глубоким звуком на баске, т.е. нижней струне, светящимися "верхушками" – настоящий лауреат. Лирические каденции солиста были полны, порой, высокого драматизма. И опять великолепный аккомпаниатор-дирижер. Вся его поза, "склонив" уважительно голову перед артистом-солистом, изъявляла готовность "пропустить вперед" ведущую скрипку, чья воля была законом для всех. Ни один звука или вздох солиста не был погребен в оркестровой массе. Очень часто дирижеры грешат громкими аккомпанементами. Васкес снижал оркестровое сопровождение на два градуса ниже солиста, при этом в оркестровой фактуре было слышно все. Можно было различать отдельно взятый любой голос оркестра. А максимально контрастные оркестровые эпизоды романтически-экзальтированно приподнимали динамику до небывалых высот. Мастер Васкес! Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Публика потребовала бис. Сергей объявил пьесу армянского композитора Комитаса “Абрикосовое дерево”. Слушатели уже заранее зааплодировали. Скрипка Гварнери плакала.... Сергей Хачатрян выпустил диск “Моя Армения”, приуроченный к 100-летней годовщине геноцида армян. Эта работа, выпущенная совместно с фирмой Naïve Classique, получила премию Echo Klassik в номинации “Запись камерной музыки”. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Симфония № 8 Антонина Дворжака сама по себе - уже "красота земная". Также она одна из вершин романтизма, национального чешского в частности. А в интернациональном исполнении оркестра Ставангера и Кристиана Васкеса – это абсолютное восхищение бытием, полнокровной жизнью, упоение красотой и радостью. Васкес со своим оркестром дарил устойчивое чувство уверенности в нескончаемом счастье. Наслаждение от искусного исполнения было фантастическим, удовольствие слушать – изумительным, смотреть на маэстро – невероятным. Деревянные духовые блистали в подражании природным звукам, медные ревели водопадами и лесными обитателями, струнные пели длинными фразами legatissimo, контрабасы с литаврами пленяли своими низкими частотами. Музыкальная ткань неизменно прослушивалась, буквально, по партитуре. Ничего не было упущено. Что это – мастерство каждого супер-музыканта или отточенность ансамбля? Невиданное "слышание" дирижера? Может быть это дорогие качественные инструменты или акустика зала? Может просто музыка Дворжака? Симфонический оркестр Ставангера на сегодняшний день считается лучшим коллективом в Северной Европе. С этим оркестром регулярно работают самые именитые музыканты. С 2013 года коллективом руководит Кристиан Васкес – молодой венесуэльский дирижер, завоевавший репутацию одного из наиболее многообещающих дирижеров нового поколения. Спасибо вам всем, артисты!

Армянская скрипка и норвежский симфонический оркестр на столичной сцене
© Ревизор.ru