Кино по субботам #120
Есть только одна вещь, которую люди ждут больше, чем второй выпуск «Дружко Шоу» — это наша субботняя кинорубрика. Сегодня у нас серьезные фильмы, над которыми нужно думать, эталонный фильм ужасов и отменный стеб над теми, кто уже всех достал. 1. «Морпехи» (Jarhead), 2005 Вот уж по-настоящему недооцененный и недолюбленный фильм — из тех несчастных, что незаслуженно провалились в прокате. Почему так случилось? Наверное, потому, что в разгар Иракской войны, которая к тому моменту уже достала весь мир, смотреть про то, как славная американская армия сражается за аннексированный тем же коварным Ираком Кувейт, никому не хотелось. А может, напротив, народ не захотел смотреть, как героическая американская армия большую часть времени сидит сложа руки, бездельничает и сходит с ума от жажды убийства. То есть хотели показать про войну, а показали дурдом с кровожадными солдатами. Всё это больше напоминает «Чуму» Камю, не зря главный герой постоянно ее читает. Он, наверное, единственный, кто здраво оценивает ситуацию. Есть в этом фильме что-то от «Цельнометаллической оболочки» Кубрика. Та же грязь, тот же черный армейский юмор, то же желание убивать людей, которые находятся за тысячи километров от твоей страны, те же выводы. Снято красиво, актеры, в особенности Джилленхол, справились с задачей безупречно, но самое ценное — это уникальный взгляд режиссера Сэма Мендеса на войну. 2. «Дорога на Арлингтон» (Arlington Road), 1998 Когда отличные актеры собираются сыграть в триллере, то чаще всего фильм получается отменным. В «Дороге» собрались такие корифеи, как почетный «Чувак» Джефф Бриджес, Джон Кьюсак и Тим Роббинс, который так и не смог переплюнуть себя самого из «Побега из Шоушенка». Однако никакая игра не спасет фильм от дерьмовой режиссуры и брешей в сюжете. Таких проблем в фильме тоже не наблюдается. Фильм вроде как повествует о проблеме терроризма, но ничего похожего еще не было. Во всяком случае, похожие фильмы на ум не приходят, хотя использованные приемы такие же древние, как фильмы Эйзенштейна. Здесь нет маньяков, непонятной светящейся фигни и прочих штампованных гадостей, однако фильм до последней секунды держит в напряжении, попутно заставляя зрителя думать. 3. «Два злобных глаза» (Due occhi diabolici), 1989 Эдакий Symphty for Poe. В этом кинотрибьюте экранизированы два знаменитых рассказа писателя — «Черный кот» и «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». Занимались экранизацией не какие-то там вчерашние студенты, а такие мастодонты ужасов, как Джордж Ромеро, введший моду на зомби, и режиссер «Кроваво-красного» и кучи других страшных во всех смыслах фильмов Дарио Ардженто. Когда фильм состоит из двух или нескольких новелл, очень важно, чтобы все из них были примерно на одном уровне. Но, к счастью, Ромеро и Ардженто удалось соблюсти баланс, сняв совершенно разные, но стилистически похожие истории. В первой не обошлось без любимцев Ромеро — зомби, зато во второй есть Харви Кейтель. Сложно сказать, какая из них лучше, — всё зависит от вкусов и впечатлительности. Мы лишь можем с уверенностью сказать, что посвящение человеку, который задал ориентиры в жанре, выдалось слишком удачным, чтобы его проигнорировать. Во всяком случае, любителям По фильм обязателен к просмотру. 4. «Четыре льва» (Four Lions), 2010 Все-таки косноязычный мэр Красноуфимска был прав, когда предложил на одной из игр КВН «зажигательно посмеяться в память о жертвах теракта в Санкт-Петербурге"» Звучит по-идиотски, но ясно, что мужик призывал смеяться назло радикальным ублюдкам, пытающимся нас запугать. Когда смеешься над проблемой, то дышится легче и становится не так страшно. Этот фильм как раз высмеивает фанатичных подонков, которые добиваются своего террором. Казалось бы, тема очень скользкая, а шутки такие рискованные. Иногда складывается ощущение, будто смотришь один из эпизодов «Монти Пайтона». Режиссер Кристофер Моррис доводит несмешные вещи до наивысшего абсурда. Причем уделяет внимание каждой мелочи, отчего история про радикальных идиотов превращается в неполиткорректный абсурд про бородатых детей, играющих в джихад. Неспроста при просмотре вспоминаются «Не шутите с Зоханом» и фильмы Саши Барона Коэна. 5. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (Synecdoche, New York), 2008 Один из самых поразительных фильмов, созданных в истории кинематографа. Только поражает он не своим идиотизмом, как пресловутый «Корабль двойников», а философией, глубиной и заставляет задуматься над тем, что же такое реальность. Со стороны история может показаться странной и затянутой. Филипп Сеймур Хоффман, пытаясь разобраться со своей жизнью и окружающими его женщинами, решает поставить самую важную и искреннюю пьесу в своей жизни. Его задача — запечатлеть абсолютную реальность. Съемки проходят в гигантском ангаре и длятся десятилетиями, ведь для него сам фильм — это реальность, он начинает жить в этой иллюзии, в этой постановке, в которой насчитывается 13000000 актеров. И чтобы запечатлеть абсолютную реальность, приходится искать актеров на роль актеров, играющих актеров. Только не надо возмущаться, что перед тобой спойлер, и фильм теперь неинтересно смотреть. Даже если мы сейчас подробно опишем все нюансы, ты будешь смотреть его с выражением заинтригованного недоумения. Бесконечное повествование, поднимающее кипу философских вопросов, на которые, наверное, нет ответа. В попытке понять происходящее, ты, сам того не ведая, начнешь проживать жизнь в этой искусственной реальности вместе с персонажами фильма.