Я счастлива от того, что наконец в календаре появился День джаза. С чем я всех нас и поздравляю! Джаз — один из самых сложных жанров музыки. Это свобода музыкального выражения и невообразимый полет фантазии для тех, кому удалось постичь глубину этого невероятно притягательного искусства. И я бесконечно благодарна Господу за тот шанс, который он предоставил мне, познакомив с этой великой музыкой и музыкантами, оказавшими на мое творчество глобальное влияние. Я много экспериментирую, научилась петь в разных стилях современной музыки, но любимым всегда был и остается джаз —он сформировал меня как певицу и подарил мне эту свободу. Только в джазе можно спеть известную композицию 30 раз и все 30 раз по-разному. Что может сравниться с тем магическим моментом, когда поешь импровизацию на заданную тему в присутствии огромного количества зрителей, понимая, что эта импровизация звучит в первый и в последний раз. Завтра ты споешь уже совершенно другую, новую импровизацию, послезавтра опять новую, и так до бесконечности. В этом и состоит привлекательность этого жанра — джаз нельзя обуздать и привязать к какому-то правилу. Джаз — это энергия, стихия, если хотите. Он доступен для любого человека, мыслящего творчески и хоть немного знакомого с основами современной и классической музыкальной культуры. В джазе можно не разбираться и не до конца понимать тонкости мелодических хитросплетений и гармонических многоходовок, но невозможно не прочувствовать энергетику, которую несет в себе водопад невероятной музыки и ритма, если исполнитель сам купается в своем исполнении. Я давно это поняла и знаю, исходя из собственного опыта. Когда состоялась премьера нашего с Игорем Бутманом первого проекта «Карнавал джаза» в нашем любимом концертном зале «Россия», зал был заполнен людьми разных возрастов и разных социальных слоев. В зале были не только любители джаза, очень много было тех моих поклонников, что полюбили меня за «Погоду в доме» и именно с моей помощью захотели познакомиться с новым для них искусством. И они полюбили джаз навсегда! Сегодняшние молодые люди, чтобы учиться петь эту музыку, приходят учиться в МГИК, поступают на кафедру эстрадно-джазового пения. Конечно, далеко не каждый может достигнуть вершин исполнительского мастерства, поскольку здесь нужен особый дар, особое чутье. Но желание познать этот жанр есть у многих. Меня это радует, разумеется. И я пытаюсь объяснить студентам, что именно от них требуется. Что нужно много слушать, причем, что очень важно, слушать джазовых инструменталистов-импровизаторов, поскольку в данном жанре человеческий голос — это прежде всего инструмент. Ну и, конечно, есть корифеи в джазовом вокале, у которых нужно учиться петь и свинговать. Свинг — основа ритмики джазовой музыки, особый пульс джаза, на который нанизывается таинство импровизации. Безусловно, в силу ряда причин джаз не является массовым искусством не только в России, но и во всем мире. И, к сожалению, у нас в стране вследствие языкового барьера и идеологического давления в течение нескольких десятилетий этот жанр еще очень далек от популярности, которую он по праву имеет в странах Европы и тем более Северной Америки, где и находятся его корни. Однако сегодня есть все условия, чтобы наслаждаться джазом: доступная музыка в интернете, концерты, фестивали, гастроли самых именитых джазовых инструменталистов и певцов. Нужно обязательно ходить на эти концерты. Это настоящее искусство — на ваших глазах рождается новая, живая, красивая и бесконечная музыка... Да будет джаз! И всё будет джаз! Автор — народная артистка России, заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры (МГИК)