Косметическая одиссея

В прокате фильм "Идеаль" Фредерика Бегбедера Премьера кино Известный писатель Фредерик Бегбедер давно проявляет интерес к кинематографу, пробуя себя в качестве сценариста, актера и режиссера. Его второй режиссерский опыт -- фильм "Идеаль", поставленный по сюжету собственного романа,-- оценивает Андрей Плахов. Косметическая компания L'ideal (прозрачный намек на L'Oreal) выпускает кремы, которые не разгладили ни одной морщины на женском лице, однако считает себя круче тучи. Наступает момент истины: руководители компании с отвисшими челюстями смотрят ролик, выложенный недругами в интернет. Моника, топ-модель L'ideal, облаченная в откровенный наряд с нацистской символикой, предается ролевым эротическим играм. Потом, чтобы погасить скандал, она божится всеми святыми, что не подозревала о смысле этой символики, а вообще-то обожает евреев ("Они очень умные и трудолюбивые, потому такие богатые") и с равной симпатией относится ко всем расам, "даже низшим". Скандал такого накала, по сравнению с которым карикатуры на пророка Мухаммеда выглядят детской забавой. Собственно, фильм Бегбедера тоже карикатура, но странным образом никого всерьез не задевающая. Дело в том, что один объект осмеяния -- мир гламурного бизнеса -- мы прекрасно знаем, поскольку деваться от него в наши дни решительно некуда. Не звучат сюрпризом слоганы типа "Некрасивые должны умереть" и откровения о том, что модельные девушки образуют современный невольничий рынок, женщина за 30 лет съедает три кило помады, а в капиталистическом мире "вся жизнь -- кастинг". Ну да, все это мы проходили, в том числе и по сочинениям Бегбедера ("99 франков") или его русского товарища по перу Пелевина. А материя масскульта сама по себе настолько самопародийна, что второго саркастического объектива не выдерживает. Вероятно, чувствуя это, Бегбедер добавляет к основному объекту карикатуры еще один, сравнительно новый: обозначим его как "русский мир". В поисках "сложной простоты", способной внести свежую струю в протухшую рыночную стратегию "Идеаля", его маркетологи обращаются к "сибирским глубинам". Оттуда, из грязи, они надеются выковырять бриллианты чистой воды, отшлифовать и погрузить в другую грязь -- модельного бизнеса. Командировку в Россию, уже не первый раз в своей карьере, получает скаут Октав, с ним в паре в страну чудес отправляется еще одна акула гламура -- Валентина, впереди -- кокаиновые оргии с олигархами, стычки с местными феминистками в униформе Pussy Riot и встречи с рудиментами коммунистической эпохи. Сверхзадача парижских эмиссаров -- "прочесать всю Волгу хоть на подлодке" в поисках девственной красоты, способной поднять пошатнувшиеся акции "Идеаля". Русская часть фильма из экономии снята в Венгрии, Волга предстает в виде романтической европейской речки, а самым колоритным участником оргии олигархов оказывается "Саша -- мелкий говнюк", персонаж Алексея Гуськова, мобилизующего всю свою харизму. Девственную русскую красоту изображает семнадцатилетняя румынка Анамария Вартоломей, и к концу фильма становится понятно, что Россия тут вообще сбоку припеку. Тем более что за десятилетие, отделившее появление романа Бегбедера "Идеаль" от одноименного фильма, карикатурная стереотипность российской жизни стала еще более очевидной, так что пародисту тут почти не осталось работы. Еще и поэтому фокус карикатуриста смещен на "Гейропу", символом которой становится транссексуал Карин Ланг, стоящий (ая) во главе компании L'ideal. Играющий его (ее) Джонатан Ламбер не жалеет карикатурных красок, как и исполнитель главной роли -- Октава -- Гаспар Пруст, и играющая Валентину актриса Одри Флеро. Карикатура, впрочем, не отменяет лирики: Бегбедер любит своих героев и сочувствует им. Корень их проблем он видит в их несчастном детстве, которое пришлось на эпоху сексуальной революции. Дети доморощенных коммун живут без чувства семьи и дома и пытаются компенсировать этот дефицит самыми экстравагантными способами. Но и эта тема достаточно отработана и в кино, и в литературе -- взять хотя бы "Элементарные частицы" Мишеля Уэльбека. Карикатура должна быть не только злой и смешной, но еще и неожиданной. Здесь же она напоминает идеальный продукт фотошопа и гламура -- как раз того, что призвана высмеивать. Видимо, не случайно, что после французской премьеры, состоявшейся почти год назад, фильм вышел в прокат только в одной стране мира -- в России.