19–23 апреля в Петербурге прошел кинофестиваль West Wind 2017
По традиции, фестиваль, организуемый Арт-объединением CoolConnections, прошел в «Кино&Театр» в «Англетере». Девять фильмов, привезенных компанией European Film Promotion, представили если и не всё многообразие современного европейского кино, то по крайней мере очень весомую его часть. Жемчужиной фестиваля стала датско-немецкая драма Мартина Зандвлиета «Моя земля» (по-датски – Under sandet: «Под песком»; по-английски – Land of Mine: «Земля мин» / «Моя земля»), один из пяти номинантов на «Оскар»-2017. История о том, как немецкие мальчишки, призванные в последние месяцы войны прямо со школьной скамьи, разминировали в мае 45-го датское побережье, оказалась самой драматургически мощной историей West Wind 2017, ломающей стереотипы восприятия Второй мировой. Другой жемчужиной фестиваля – визуальной – оказалась документальная медитация люксембуржца Пола Крухтена «Голоса из Чернобыля», снятая на Украине по «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич. Если предыдущая документальная фантазия Крухтена (демонстрировавшаяся на West Wind 2015), «Никогда не умирай молодым», стилистически была близка скорее к «Выходу через сувенирную лавку» Бэнкси, то «Голоса из Чернобыля» – очевидный оммаж кинематографу Тарковского. Голоса очевидцев чернобыльской катастрофы звучат сквозь гипнотически одухотворяемое пространство, в котором движется камера, созерцающая лица и тела на цветуще-искалеченном лоне ландшафта… В определенном отношении близкой к фильму Крухтена оказалась черно-белая драма португальца Иво Феррейры «Военные письма». Основой картины стали письма, которые в 1971 году писал своей возлюбленной 29-летний военный врач Антониу Лобу Антунеш (будущий знаменитый писатель), отправленный в составе колониальных войск в Анголу. Выдающаяся операторская работа Жуана Рибейру рождает своего рода транс под звук голоса, читающего поэтические любовные послания. Впрочем, сами эти послания периодически становятся слишком уж претенциозными; кроме того, они предназначались для одного-единственного человека, а не для кинозалов, заполненных чужими людьми, и сам факт обнародования писем автором – этически далеко не безупречен. Из фильмов с более комедийным (или, вернее сказать, драмедийным) уклоном стоит выделить черногорско-сербскую «Черную булавку» – полнометражный дебют Ивана Мариновича. История о честном и просвещенном православном священнике – белой вороне посреди своих братьев во Христе – оборачивается, несмотря на определенную меланхоличность, чумовым балканским коктейлем, в котором прекрасно уживаются разгул южнославянских суеверий и дикое пиршество новейшего капитализма. В похожем жанре оказался снят и фильм открытия – «Добро пожаловать в Германию» (в оригинале: «Добро пожаловать к Хартманнам») Зимона Ферхёвена, удостоенный Кинопремии Баварии за лучшую картину. Сюжет о том, как благопристойная, хотя и трещащая по швам, немецкая семья берет к себе африканского беженца, ультраактуален для нынешнего Евросоюза. Саркастическую часть Ферхёвен разыгрывает как по нотам, но обилие элементов довольно приторного ромкома во многом сводит на нет режиссерские усилия по осмыслению сегодняшней этнополитической ситуации, сложившейся в самом сердце Европы. Наиболее же экзотическим фильмом West Wind 2017, без сомнения, стал полнометражный дебют иранца Бабака Анвари, снятый на мощностях британской киноиндустрии, – «В тени». Действие этого ретрохоррора происходит в Тегеране 1980-х, в разгар Ирано-иракской войны. Главная героиня – левачка, отлученная исламскими властями от высшего медицинского образования и вынужденная проводить мужа на фронт, – коротает дни под артобстрелами, спасая себя и маленькую дочку от… джиннов. Левая молодежь, исламская революция, война и джинны… казалось бы, у режиссера уже на руках стрит-флеш. Но увы: фильм поначалу слишком флегматичен, а когда дело доходит до предъявления ужаса, ассортимент ограничивается рукой, влетающей из окна, пробегающими фигурами и призраком в одеяле, то есть клише, характерными для не самых изобретательных голливудских хорроров. Впрочем, по настроению дебют Анвари близок скорее к недавнему «Бабадуку», только без характерной для последнего крайней взвинченности и истеричности. Также на фестивале были показаны: македонско-хорватско-финско-британо-французский фильм «Освобождение Скопье», снятый отцом и сыном – Раде и Данило Шербеджия (наиболее интересный кадр – тот, где немецкий офицер рассуждает о Чехове; вообще, если судить по этой картине, а также по «Раю» Кончаловского, творчество Чехова занимало умы по меньшей мере половины офицерского корпуса вермахта и СС в годы Второй мировой); шведская «Серьезная игра» – вторая полнометражная режиссерская работа Перниллы Аугуст, аутентичная экранизация вышедшего в 1912 году романа Яльмара Сёдерберга о печальной любви корректора и сироты; исландско-датско-хорватские «Воробьи» Рунара Рунарссона – сага о взрослении мальчика из столичного церковного хора в современной исландской деревне, где нет совершенно никаких радостей, кроме телевизора, алкоголя и плотских утех на поминках бабушки… Влад Дракула