Глэму ты не скажешь "до свиданья"
В московском спорткомплексе "Олимпийский" состоялось выступление американской хард-рок-группы Kiss, первое в мировом турне 2017 года. Кирилл Шамсутдинов получил от шоу впечатление прекрасно смонтированного документального фильма, снятого до его рождения. Группа Kiss приехала в российскую столицу впервые после девятилетнего перерыва, однако особой интриги не ожидалось. Коллектив уже давно нашел точку стабильности и изо всех сил старается меняться как можно меньше. В истории группы и так было много неприятных перемен, в том числе связанных с болезнями и смертями,-- к чему испытывать судьбу экспериментами? Участникам группы уже хорошо за шестьдесят, хитов у них побольше, чем у многих, и собрать сет-лист выступления без новинок не составит труда. А сценические образы артистов, придуманные еще на заре 1970-х,-- одни из самых узнаваемых, причем не только среди музыкантов, а вообще в истории массовой культуры. У их грима есть два замечательных свойства. Во-первых, фанаты группы, рядовые огромной Kiss Army, с удовольствием подражают кумирам и тоже раскрашивают лица, становясь яркой частью шоу. Во-вторых, под ним незаметны морщины. Когда под грохот фейерверков в дыму, огнях и блеске Kiss спустились на платформе и урезали песню "Deuce" 1974 года, было непросто поверить в происходящее. То, что сейчас не 1974-й, можно было определить только по техническому совершенству элементов сцены. Все остальное -- гримасы, героические позы, хореография, агрессивно-сексуальные кожаные костюмы в заклепках -- было из той эпохи победившего глэма. Музыкальных откровений не было, что, впрочем, никого не расстроило, напротив, лишь слегка измененная версия "Crazy, Crazy Nights" многих привела в недоумение. Kiss брали другим -- своей нарочитой, немного избыточной визуальностью, довольно грубо, но эффектно пуская в ход огромный набор мелочей вроде раскрашенной в российский триколор гитары. Во время шоу был применен весь арсенал сценических эффектов, который только можно представить в наше время,-- пиротехника всех мастей, дымы, конфетти, лазеры, мобильные платформы и подиумы, на которых музыканты по замыслу сценографа двигались во всех трех измерениях поодиночке, парами и вместе. Но главным элементом сцены, да и всего представления, были гигантские плазменные экраны, на которых без остановки транслировались крупные планы артистов и видеоарт. Последнего было значительно меньше, но каждое отточенное до идеала движение музыкантов было зафиксировано с единственно верного угла, а режиссура сделала бы честь трансляции финала Лиги чемпионов. Вот демонический Джин Симмонс смотрит в камеру, играя на басу своим знаменитым гигантским языком, а вот "звездное дитя" Пол Стэнли гарцует в откровенном топике на высоченных котурнах или фехтует на грифах с соло-гитаристом Томми Тайером. Казалось, ожил постер со стены, настолько безукоризненным был каждый кадр и такой насыщенной была каждая секунда шоу. По-хорошему цирковым оно становилось во время сольных выходов. Господин Тайер исполнил запил в свете луча словно всем своим телом, затем господин Симмонс, отыгрывая свой демонический образ, харкал бутафорской кровью и, расправив свои "крылья летучей мыши", взмывал на лонже под купол спорткомплекса. Позже акробатический номер исполнил Пол Стэнли, полетав на трапеции, чтобы приземлиться на подиуме посреди человеческого моря. Ударник Питер Сингер, Человек-кот, тоже летал, но только на специальной платформе вместе со всей своей установкой. Если весь этот видеоряд казался хорошо смонтированным клипом, то звук -- записанным предварительно в студии. Впрочем, человеческий фактор все равно давал о себе знать. Пол Стэнли перенес операцию на связках в 2011 году, чтобы спасти перетруженный за 40 лет голос, но теперь он все равно не мог дотянуть высокие ноты. К концу шоу голоса у господина Стэнли осталось совсем немного, однако выступление завершилось тройным контрольным выстрелом самых главных хитов Kiss, гарантировавших поддержку голосов их "армии". "Detroit Rock City", "I Was Made for Lovin` You" и "Rock and Roll All Nite" были исполнены общим хором (причем "I Was Made for Lovin` You" изначально не была включена в программу, это был жест щедрости в адрес москвичей). Охрипшего Пола Стэнли не было слышно. Но, судя по реакции фанатов, само время пело за него.