Праздник дебютов. Обзор 25-го фестиваля «Окно в Европу»

Минувшим вечером в Выборге завершился 25-й ежегодный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Торжественная церемония закрытия по традиции прошла на территории средневекового Выборгского замка. Всего за время работы юбилейного фестиваля было показано более 250 фильмов в четырех конкурсных категориях. Так, помимо игровых, документальных и анимационных картин, зрители могли увидеть еще одно особое «подразделение» – фильмы конкурса «Копродукция». Эти ленты создавались при сотрудничестве российских и зарубежных кинематографистов, и, по словам организаторов, фестиваль для них – отличный шанс найти свою аудиторию. Все четыре категории оценивали разные бригады жюри. В игровую группу вошли: председатель драматург, режиссер и писатель Рустам Ибрагимбеков, режиссер и сценарист Юсуп Разыков, актриса Татьяна Колганова, актер Артур Смольянинов, переводчик Дмитрий Пучков и режиссер Роман Каримов. Кстати, Каримов приезжает в Выборг не впервые – в 2010 году он в качестве участника представлял здесь свою комедию «Неадекватные люди», получившую гран-при за дебют. Жюри неигрового кино возглавил бард Александр Городницкий, а помогали – тележурналист Владислав Флярковский, режиссер Елена Демидова и продюсер Евгений Голынкин. Анимацию оценивало авторитетное жюри под руководством заслуженного мастера Андрея Хржановского, а председателем группы копродукции стал сценарист Павел Финн. Режиссер Сергей Снежкин на красной дорожке фестиваля Нынешний фестиваль удвиляет не только насыщенностью своей своей программы. Приятно видеть, что уровень представленных работ на этот раз очень высок – ведь критики уже было взгрустнули по поводу фильмов прошлого года. Особенно радует большое количество достойных дебютов, ведь слоган киносмотра – «Прогноз на завтра». Так, завоевавшая главный приз – Золотую Ладью – картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – первый полный метр молодого режиссера Александра Ханта. Парень с сомнительным образом жизни и детдомовской биографией (Евгений Ткачук) решает сбыть с рук неожиданно свалившегося на него больного отца – бывшего уголовника (Алексей Серебряков) и везет на машине в отдаленный интернат. Так начинается рассказ длиной в тысячу километров – о семье и, как ни странно, любви, замаскированный под криминальное роуд-муви. В картине сложилось многое, и игра двух признанных талантов разных поколений Ткачука и Серебрякова, и крепкий сценарий – в том числе. Кажется, таких интересных историй наш кинопрокат не знал давно, поэтому хочется пожелать картине удачи – осенью она должна выйти на большой экран. Кстати, героям с ужасными именами также удалось завоевать и сердца публики – фильм был удостоен третьего места в конкурсе зрительских симпатий. Помимо этого, Евгению Ткачуку жюри вручило спецприз за лучшую мужскую роль, а сценариста Алексея Бородачева Союз журналистов наградил дипломом. Актриса Татьяна Колганова на красной дорожке фестиваля Еще один дебют – и снова роуд-муви – принадлежит продолжателю династии Тодоровских – Петр Тодоровский привез в Выборг свою картину «Лавстори». Персонаж звезды «Притяжения» и «Полицейского с Рублевки» Александр Петров везет свою бывшую возлюбленную (литовская актриса Вильма Кутавичюте) на ее свадьбу. Герои ссорятся, мирятся, вспоминают прошлое и пытаются решить, кто же они друг другу. Картина без обязательного для ромкома хэппи-энда, но, впрочем, с намеком, была достаточно ровно встречена залом, но отмечена призом президента фестиваля. И, все же, даже при неидеальной драматургии и ряде неточностей в игре фильм вполне способен покорить любителей жанра своим ностальгическим флером. Актеры Евгений Ткачук и Екатерина Шпица Говоря о комедии, нельзя не вспомнить еще один яркий дебют – «Девушка с косой» выпускницы ВГИКа Ольги Поповой. Фильм вовсе не о парикмахерском искусстве – в канун Нового года по Москве бродит смерть, которая явно торопится в дом по определенному адресу. Обитатели этого дома выясняют отношения, мирятся, в спешке покупают зеленый горошек к оливье – в общем, живут обычной предпраздничной жизнью. А девушка с косой, хоть и не без некоторых затруднений, приближается к своей цели. При этом интрига, за кем же она пришла, сохраняется до последнего. Хороший сюжет основательно подкрепляет актерская игра – кроме молодых артистов, в фильме снялись Ирина Чериченко и Федор Добронравов. Прокатная судьба картины, отмеченной дипломом за актерский ансамбль, неизвестна, однако она действительно выглядит очень свежо и явно не помешает зрителю, перекормленному ежегодными «Елками». Актер Александр Яценко перед выборгской премьерой фильма «Аритмия» Федора Добронравова можно было увидеть в еще одной фестивальной работе – фильме Эдуарда Парри «Жили-были». Здесь у него сложилось прекрасное актерское трио с Романом Мадяновым и Ириной Розановой – любовный треугольник на фоне вымирающей деревни. Впрочем, солженицынски-шукшинские мотивы здесь не самое главное: картина – о дружбе. Деревенская мелодия слышна и в картине Романа Жигалова «Лес», где история любви и взросления оборачивается трагедией и практически перефразирует «Леди Макбет» Лескова (фильм отмечен спецпризом за дебют). Тема взросления перекликается также с фильмом «Ничей» Евгения Татарова, где главному герою-подростку открывается ужасная истина о собственной ненужности. Социальное кино явно доминировало, и эту тенденцию подчеркивал выбор фильма открытия – патриотичной двухчасовой картины «То, что во мне» Гарика Сукачева о путешествии автора по Чуйскому тракту. Интересно, что и закрывался смотр лентой с похожим вектором – работой Славы Росса «Сын» про ужасы ювенальной юстиции в Европе. Режиссер Александр Сокуров на церемонии закрытия фестиваля В то же время, жанровых картин в этом году было не так много. Одна из них – «Бабушка легкого поведения» Марюса Вайсберга. Этому фильму с Александром Реввой в главной роли были отданы симпатии зрителей. Узкожанровых авторских работ – и того меньше, но, тем любопытнее показанные ленты. В их числе – постмодернистское высказывание Станиславса Токаловса «То, что никто не видит» о замкнутом мире гения-творца и работа Константина Шелепова «Цензор» о цивилизации, поглощенной индустрией компьютерных игр с литрами крови на экране и полезным посылом на тему «куда приводит виртуальная жестокость». Кроме того, вне конкурса были показаны картины, уже участвовавшие в других фестивалях – триумфатор Кинотавра «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, награжденная призом ФИПРЕССИ в Каннах. Последняя была снята при поддержке фонда Александра Сокурова. Именитый режиссер лично приехал в Выборг, встретился со зрителями и коллегами и представил еще несколько короткометражных работ своего фонда. В рамках церемонии награждения также были вручены призы за лучший анимационный фильм – работе «Рыбы, пловцы, корабли» Андрея Кулева и Дмитрия Геллера, лучший неигровой – картине «Форсаж» Натальи Гугуевой, а победителем в конкурсе «Копродукция» стал фильм Чарли Брауна «Красный русский». Александра Подольникова

Праздник дебютов. Обзор 25-го фестиваля «Окно в Европу»
© Киноафиша