Ещё

Праздник дебютов. Обзор 25-го фестиваля «Окно в Европу» 

Праздник дебютов. Обзор 25-го фестиваля «Окно в Европу»
Фото: Киноафиша
Минувшим вечером в Выборге завершился 25-й ежегодный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Торжественная церемония закрытия по традиции прошла на территории средневекового Выборгского замка.
Всего за время работы юбилейного фестиваля было показано более 250 фильмов в четырех конкурсных категориях. Так, помимо игровых, документальных и анимационных картин, зрители могли увидеть еще одно особое «подразделение» — фильмы конкурса «Копродукция». Эти ленты создавались при сотрудничестве российских и зарубежных кинематографистов, и, по словам организаторов, фестиваль для них — отличный шанс найти свою аудиторию.
Все четыре категории оценивали разные бригады жюри. В игровую группу вошли: председатель драматург, режиссер и писатель , режиссер и сценарист , актриса , актер , переводчик и режиссер . Кстати, Каримов приезжает в Выборг не впервые — в 2010 году он в качестве участника представлял здесь свою комедию «Неадекватные люди», получившую гран-при за дебют. Жюри неигрового кино возглавил бард , а помогали — тележурналист , режиссер и продюсер . Анимацию оценивало авторитетное жюри под руководством заслуженного мастера Андрея Хржановского, а председателем группы копродукции стал сценарист .
Режиссер на красной дорожке фестиваля
Нынешний фестиваль удвиляет не только насыщенностью своей своей программы. Приятно видеть, что уровень представленных работ на этот раз очень высок — ведь критики уже было взгрустнули по поводу фильмов прошлого года. Особенно радует большое количество достойных дебютов, ведь слоган киносмотра — «Прогноз на завтра». Так, завоевавшая главный приз — Золотую Ладью — картина  — первый полный метр молодого режиссера . Парень с сомнительным образом жизни и детдомовской биографией () решает сбыть с рук неожиданно свалившегося на него больного отца — бывшего уголовника () и везет на машине в отдаленный интернат. Так начинается рассказ длиной в тысячу километров — о семье и, как ни странно, любви, замаскированный под криминальное роуд-муви. В картине сложилось многое, и игра двух признанных талантов разных поколений Ткачука и Серебрякова, и крепкий сценарий — в том числе. Кажется, таких интересных историй наш кинопрокат не знал давно, поэтому хочется пожелать картине удачи — осенью она должна выйти на большой экран. Кстати, героям с ужасными именами также удалось завоевать и сердца публики — фильм был удостоен третьего места в конкурсе зрительских симпатий. Помимо этого, Евгению Ткачуку жюри вручило спецприз за лучшую мужскую роль, а сценариста Алексея Бородачева Союз журналистов наградил дипломом.
Актриса Татьяна Колганова на красной дорожке фестиваля
Еще один дебют — и снова роуд-муви — принадлежит продолжателю династии Тодоровских — привез в Выборг свою картину «Лавстори». Персонаж звезды «Притяжения» и «Полицейского с Рублевки» везет свою бывшую возлюбленную (литовская актриса ) на ее свадьбу. Герои ссорятся, мирятся, вспоминают прошлое и пытаются решить, кто же они друг другу. Картина без обязательного для ромкома хэппи-энда, но, впрочем, с намеком, была достаточно ровно встречена залом, но отмечена призом президента фестиваля. И, все же, даже при неидеальной драматургии и ряде неточностей в игре фильм вполне способен покорить любителей жанра своим ностальгическим флером.
Актеры Евгений Ткачук и Екатерина Шпица
Говоря о комедии, нельзя не вспомнить еще один яркий дебют — выпускницы ВГИКа . Фильм вовсе не о парикмахерском искусстве — в канун Нового года по Москве бродит смерть, которая явно торопится в дом по определенному адресу. Обитатели этого дома выясняют отношения, мирятся, в спешке покупают зеленый горошек к оливье — в общем, живут обычной предпраздничной жизнью. А девушка с косой, хоть и не без некоторых затруднений, приближается к своей цели. При этом интрига, за кем же она пришла, сохраняется до последнего. Хороший сюжет основательно подкрепляет актерская игра — кроме молодых артистов, в фильме снялись и . Прокатная судьба картины, отмеченной дипломом за актерский ансамбль, неизвестна, однако она действительно выглядит очень свежо и явно не помешает зрителю, перекормленному ежегодными «Елками».
Актер перед выборгской премьерой фильма
Федора Добронравова можно было увидеть в еще одной фестивальной работе — фильме Эдуарда Парри . Здесь у него сложилось прекрасное актерское трио с  и  — любовный треугольник на фоне вымирающей деревни. Впрочем, солженицынски-шукшинские мотивы здесь не самое главное: картина — о дружбе.
Деревенская мелодия слышна и в картине «Лес», где история любви и взросления оборачивается трагедией и практически перефразирует Лескова (фильм отмечен спецпризом за дебют). Тема взросления перекликается также с фильмом «Ничей» , где главному герою-подростку открывается ужасная истина о собственной ненужности.
Социальное кино явно доминировало, и эту тенденцию подчеркивал выбор фильма открытия — патриотичной двухчасовой картины «То, что во мне» о путешествии автора по Чуйскому тракту. Интересно, что и закрывался смотр лентой с похожим вектором — работой Славы Росса «Сын» про ужасы ювенальной юстиции в Европе.
Режиссер на церемонии закрытия фестиваля
В то же время, жанровых картин в этом году было не так много. Одна из них — «Бабушка легкого поведения» Марюса Вайсберга. Этому фильму с  в главной роли были отданы симпатии зрителей. Узкожанровых авторских работ — и того меньше, но, тем любопытнее показанные ленты. В их числе — постмодернистское высказывание Станиславса Токаловса «То, что никто не видит» о замкнутом мире гения-творца и работа Константина Шелепова «Цензор» о цивилизации, поглощенной индустрией компьютерных игр с литрами крови на экране и полезным посылом на тему «куда приводит виртуальная жестокость».
Кроме того, вне конкурса были показаны картины, уже участвовавшие в других фестивалях — триумфатор Кинотавра «Аритмия» и «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, награжденная призом ФИПРЕССИ в Каннах. Последняя была снята при поддержке фонда Александра Сокурова. Именитый режиссер лично приехал в Выборг, встретился со зрителями и коллегами и представил еще несколько короткометражных работ своего фонда.
В рамках церемонии награждения также были вручены призы за лучший анимационный фильм — работе «Рыбы, пловцы, корабли» и , лучший неигровой — картине «Форсаж» Натальи Гугуевой, а победителем в конкурсе «Копродукция» стал фильм «Красный русский».
Александра Подольникова
Видео дня. Кто едва не сломал карьеру Станиславу Любшину
Комментарии 1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео