Танкисты грима не боятся
Есть примеры хороших, честных современных фильмов о Великой Отечественной. Назову хотя бы «Брестскую крепость» Александра Котта, «Белый тигр» Карена Шахназарова, сериал «Дорогой мой человек» Егора Абросимова. Что их объединяет? Прежде всего то, о чем я могу судить как профессионал, — подход к созданию образов. А частью образа является и такая прозаичная вещь, как грим.К сожалению, типичные экранные фронтовики сегодня выглядят слишком гламурно. Солдаты и офицеры сверкают отбеленными зубами, с наклеенными винирами. У связисток и санитарок маникюр, ухоженные волосы, крашенные в современные цвета, иногда и наращенные. Копоть изображают, три раза мазнув по лицу губкой, — а шея остается чистой. А ведь у человека, который ползает среди окопов, грязь будет и в ушах, и во рту… Чаще всего вина за эту явную недостоверность лежит на режиссерах и продюсерах. Они настаивают (особенно если речь о сериале): это же герой-любовник, он должен быть красивым, нас же девушки смотреть будут! Актеры как раз охотно идут на изменение образа. Конечно, хорошие актеры, а не такие, у которых главный козырь — смазливое лицо. В «Брестской крепости» и пот, и грязь, и кровь очень убедительны, видно, что их наносили послойно. В «Белом тигре» у главного героя, командира танка (его играет Алексей Вертков), хорошо сымитировано обожженное лицо, которое на протяжении фильма понемногу заживает. Героиня Ирины Розановой в «Дорогом моем человеке», Аглая Устименко, партизанка-подпольщица, проходит через допросы гестапо, через лагерь. Ирина не побоялась быть некрасивой, исхудавшей, осунувшейся, со шрамом на щеке. Никакого грима не боится и Саша Устюгов, сыгравший в том же сериале майора Козырева (в его послужном списке, кстати, есть и другие фильмы о войне). Лишь в последние лет пять нам стал доступен по-настоящему хороший грим — раньше он был слишком дорог, да и работать с ним умели единицы, прошедшие стажировку в Голливуде. Когда-то в ход шли подручные средства: зубная паста, гуашь, соус, пищевые красители, царапины делали из наклеенных на кожу ниток, раны и шрамы — из вареного желатина. Но технический прогресс будет бесполезен, если режиссер останется простым исполнителем, которого нанял продюсер. Они с продюсером должны составлять творческий тандем. А в идеале и актеры должны быть с ними на одной волне. Тогда и герои будут выглядеть реалистично, и на других качествах картины это скажется.