Облик кинофестиваля "Трайбека"-2017 создала мягкая женская режиссура

Сегодня "Трайбека" перестала быть локальным событием и является одним из главных кинофестивалей США. Он собирает в своих программах множество фильмов разных жанров и стилей (в этом году на фестивале было представлено 97 полнометражных игровых и документальных фильмов и 57 короткометражных), от голливудских блокбастеров до мирового артхауса. Российским фильмам, к сожалению, в программах "Трайбеки" места не нашлось. Отличительной особенностью нынешнего нью-йоркского фестиваля было изобилие наполненных воспоминаниями фильмов о знаменитостях - в особенности об актерах. Среди них рано ушедший из жизни Хит Леджер ("Я - Хит Леджер") режиссеров Адриана Байтенхайса и Дерика Мюррея, где собрана уникальная хроника жизни актера; актриса и певица Уитни Хьюстон ("Уитни. Могу я быть собой"). Режиссеры Ник Брумфильд и Руди Долезал также нашли редкие архивные материалы, позволяющие раскрыть некоторые тайны ее жизни, которая, казалось бы, была на виду у всех. Легендарному Гилберту Готтфриду, американскому стендап-комику, посвятил свою документальную ленту Нил Беркли ("Гилберт"). Вспомнили и о сороковом президенте Соединенных Штатов Америки Рональде Рейгане ("Шоу Рейгана", режиссеры Сьерра Петтенгилл и Пачо Велес) - также голливудской знаменитости, прославившейся в ролях ковбоев, о месте телевидения в его жизни и карьере. В разряд биографических лент, сделанных почему-то, в основном, режиссерскими дуэтами и даже трио, относится и фильм "Поймите меня, Роджер Стоун", посвященный опередившему свое время известному политику 1970-х (режиссеры Дэниэл Ди Мауро, Дилан Бэнк и Морган Пеме). К этой же категории фильмов можно отнести и трогательную, смешную игровую картину "Собачья жизнь" Адама Рифкина. 81-летний Берт Рейнольдс, правда, в фильме играет не самого себя, а некоего Вика Эдвардса, но в его герое легко узнается одна из самых успешных и высокооплачиваемых звезд Голливуда 70-х годов, герой боевиков, вестернов, в крови которого течет кровь индейцев племени чероки. Одинокий и забытый, Вик по настоянию своего друга принимает приглашение какого-то фестиваля, который хочет вручить ему почетный приз за достижения в киноискусстве. Такой приз якобы уже получали здесь Клинт Иствуд и прочие знаменитости. Фестиваль оказывается маленьким провинциальным "событием районного масштаба", который делает кучка энтузиастов. Бывшая звезда, купавшаяся в славе и свете юпитеров, чувствует себя униженной, но постепенно начинает понимать "племя младое, незнакомое". Но самая, пожалуй, интересная особенность нынешней "Трайбеки": режиссерами фильмов-лауреатов во всех пяти полнометражных категориях оказались женщины-режиссеры. Главный призер игрового конкурса - картина Рейчел Израэл "Сдачи не надо" (она получила также приз за лучший игровой дебют). Лучшим документальным фильмом назван "Бобби Джин" Эльвиры Линд. Лучшим документальным дебютом - "Подходящая девушка", сделанная индийским женским дуэтом - Сарита Хурана и Смрити Мундрха. Греческий "Сын Софии" режиссера Элины Псику стал победителем международного конкурса. Приз Норы Эфрон достался швейцарке Петре Вольпе ("Божественный порядок"). Лидер "Трайбеки" определился довольно рано и отчетливо. Мало кто сомневался, что победителем игрового конкурса станет фильм "Сдачи не надо", создатели которого бродили по вечеринкам с крохотным младенцем на руках, вызывающим умиление. Но еще большее умиление вызывал неактер Брэндан Полански, который, появляясь то тут, то там, время от времени издавал рычащие звуки, совсем так же, как его герой Давид, сын миллионера и аутист, который влюбился в простую девушку из своей инвалидной группы. Романтическая любовь Дэвида и Сары, странной, но очаровательной, жизнерадостной девушки (Саманта Элисофон), преодолела все препятствия. Фильм трогателен, безупречно политкорректен, к тому же поставлен дебютанткой, которая получила поддержку Сандэнского института. Впрочем, напрасно искать среди десяти фильмов игрового конкурса шедевры, открывающие новые пути киноискусства. Это картины, в основном, рассчитанные на широкую публику. Среди них преобладают семейные драмы, мелодрамы и романтические комедии. Приз за лучший сценарий достался сентиментальной истории Ангуса Маклэчлена "При всем изобилии доступной земли" - о встрече старичков, которые оказываются дальними родственниками. Приз за лучшую операторскую работу получил Крис Тиг, снявший в фильме "Любовь после любви" Расселла Харбоха отличные портреты постаревшей, но все еще прекрасной Энди Макдауэлл в роли немолодой женщины, потерявшей отца и пытающейся воссоединить семью. Приз за лучшую мужскую роль взял Алессандро Нивола в роли немолодого мужчины, переживающего кризис среднего возраста в мелодраме "Влажность воздуха выше на один процент" Лиз Гарсии. Лучшей актрисой названа Надя Александер в фильме "Обвинение", где она играет студентку драматической школы, которой поручена роль Абигаль в пьесе Артура Миллера "Суровое испытание". Это дебют еще одной женщины-режиссера - Куинн Шепард. Женская режиссура, которая, как известно, отличается подчас брутальностью и жестокостью, на этот раз была нежной и мягкой. Она и создала, в основном, облик "Трайбеки"-2017.

Облик кинофестиваля "Трайбека"-2017 создала мягкая женская режиссура
© Российская Газета