Войти в почту

Москвичи оценят интеллектуальную игру Ларса фон Триера

30 апреля главному возмутителю спокойствия в современном авторском кинематографе Ларсу фон Триеру исполнился 61 год. В Москве пройдет ретроспектива фильмов его знаменитой «трилогии депрессии», куда вошли «Антихрист» (2009), «Меланхолия» (2011) и «Нимфоманка» (2013) и где режиссер выпустил на экран демонов человеческого подсознания. — Мы неслучайно показываем фильмы Ларса фон Триера сразу после ретроспективы Тарковского, и дело не только в посвящении «Антихриста» великому русскому режиссеру, — рассказал «Известиям» куратор ретроспективы Всеволод Коршунов. — В «Меланхолии» прослеживаются мотивы «Жертвоприношения», «Соляриса» и «Зеркала» и появляется важнейший образ для понимания киновселенной Тарковского — картина Брейгеля-старшего «Охотники на снегу». В «Нимфоманке» звучит хоральная прелюдия фа минор Баха — главная тема «Соляриса». Более того, в «трилогии депрессии» фон Триера, как и Тарковского, интересуют женские образы, в этом смысле «Антихрист» продолжает начатый в «Жертвоприношении» разговор об амбивалентной природе женщины, но это еще и концептуальный перевертыш «Зеркала», своеобразное «Антизеркало». ​​​​​​​Разобраться в особенностях художественного подхода режиссера зрителям помогут киновед, куратор курса «Современное кино» Московской школы кино Всеволод Коршунов, кинокритик, автор книги о Ларсе фон Триере Антон Долин, кинокритик, автор интернет-журнала Cineticle Сергей Дёшини, кинокритик Владимир Лященко. Показы пройдут на английском языке с русскими субтитрами. — Если говорить о фильме, который я бы обязательно рекомендовал к просмотру, то я бы выбрал «Меланхолию», — отметил Всеволод Коршунов. — Ее проще смотреть: там фон Триер значительно меньше работает с шоковым эффектом и физиологическим аттракционом. Из всей «трилогии депрессии» эта картина менее депрессивна — там больше выхода к свету. К тому же в «Меланхолии» — разветвленная система интертекстуальных кодов и отсылок к культуре прошлого, что делает просмотр некоей интеллектуальной игрой. Идея драмы «Меланхолии» зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии. Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Шарлотты Генсбур оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Кирстен Данст с ее фатализмом способна противостоять ударам судьбы. Фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, а Кирстен Данст получила там же приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актерской игры и музыки Вагнера. Ретроспективные показы стартуют 10 мая в киноцентре «КАРО 8 Атриум» и продлятся до 31 мая.

Москвичи оценят интеллектуальную игру Ларса фон Триера
© Getty Images/Chad Buchanan