Нечеловеческий фактор

О релизе одной из самых таинственных групп современности 28 апреля вышел в свет «Humanz» –– пятый студийный альбом виртуальной группы Gorillaz. Борис Барабанов рассказывает о том, почему рисованные Gorillaz интереснее большинства музыкантов из плоти и крови, а также представляет читателям «Коммерсантъ Стиль» главных персонажей проекта. Виртуальная группа Gorillaz возникла в 1998 году, спустя год после того, как Дэймон Албарн выпустил вместе с ансамблем Blur его главный хит «Song #2». Бремя фронтмена популярной группы стало для музыканта неподъемным, и он вместе с другом, художником Джейми Хьюлеттом придумал группу, которая в принципе не может гастролировать, в которой нет кумира толпы, обязанного каждый вечер выходить под свет прожекторов. Фактически, Gorillaz проживают все те же этапы, что и обычная офф-лайновая группа. Первый этап - инновация. В случае с Gorillaz - появление виртуального поп-проекта, на равных конкурирующего с живыми людьми. Второй этап - барьер второго альбома, необходимость доказать, что все, что случилось, - не случайно. Третий этап - вхождение в пантеон великих и риск раствориться в рутине. Четвертый этап - зрелость и большое возвращение c альбомом “Humanz”. У Gorillaz есть свой фестиваль, свой сериал и свое VR-приложение. Летом начнется их большой тур. Но виртуальные рок-герои тоже стареют. В случае с Gorillaz они приобретают все больше человеческих черт. Если на этапе первого альбома их мог нарисовать карандашом любой первоклассник, то на обложке “Humanz” представлены, практически, фотографические изображения героев. Причем, один из них, Мёрдок, внешне напоминает Лиама Галлахера, и это, конечно, намек на примирение сторон, враждовавших в давних войнах брит-попа - Blur и Oasis. Самая распространенная трактовка нового альбома Gorillaz - реакция Дэймона Албарна на воцарение Дональда Трампа, хотя сам музыкант отрицает прямые ассоциации: “Я не хочу добавлять славы и без того самому знаменитому человеку на Земле!” Самый легкий путь обратиться к актуальным проблемам цивилизации - нанять побольше рэперов, чтобы они сказали побольше слов. С другой стороны, всё это хип-хоповое многоголосие “Humanz”, в котором толком не может разобраться даже “Википедия”, подчинено жесткой продюсерской воле, ты слушаешь безвестных рэперов или соул-певиц и ловишь себя на том, что, в принципе, каждого с удовольствием послушал бы и без Gorillaz. Deluxe-издание альбома “Humanz” включает в себя 26 треков. Среди них нет суперхита, подобного “Clint Eastwood” или “Feel Good Inc.”. Их заменяет уникальный авторский почерк, проступающий сквозь толщу хитро сплетенного хип-хопа, едкого соула и адреналиновой электроники. Почерк самого изобретательного сочинителя песен наших дней. http://www.gorillaz.com/ 22 главных персонажа вселенной Gorillaz Дэймон Албарн Музыкант, продюсер, автор песен. Лидер групп Blur, Gorillaz, The Good, The Bad And The Queen, Rocket Juice And The Moon. Автор музыки к фильмам “Людоед” (совместно с Майклом Найманом) и “101 Рейкъявик”, а также к операм “Обезьянка: путешествие на запад” и “Доктор Ди”. Издает и пропагандирует музыку Нигерии, Мали и Конго. –– Наша культура слишком сфокусирована на институте знаменитостей. Gorillaz пытаются создать поп-искусство следующего поколения. Это произведения, в которых обобщены таланты многих музыкантов, художников, актеров, но нет стержневого "селебрити". Мы как бы говорим молодым людям: "Скромнее надо быть, ребята!" А когда ты выходишь на сцену и перед тобой тридцать тысяч человек, трудно быть скромным. Я десять лет был в этой роли, когда играл в Blur, я знаю это лучше, чем кто-либо другой. Gorillaz — это вещь, которая в итоге должна подорвать саму систему знаменитостей. Над Gorillaz работает множество замечательных людей, но все хотят мое лицо и лицо Джейми на обложках журналов. Таков шоу-бизнес. Но мы движемся к тому, чтобы стала видна ценность работы каждого, кто стоит за успехом Gorillaz, чтобы каждый, кто поднимается к нам на борт, чувствовал, что он ценен не меньше, чем я или Джейми. Фрагмент интервью Дэймона Албарна газете “Коммерсантъ” , 2005 г. Джейми Хьюлетт Художник, сценарист. Первым рисованным персонажем, который принес ему мировую известность, стала девушка по имени Tank Girl - юная амазонка, разъезжающая на танке в компании кенгуру-мутанта. С 1998 года Джейми Хьюлетт работает вместе с Дэймоном Албарном над визуальной стороной проекта Gorillaz. Нарисовал ключевых персонажей - вокалиста 2-D, гитаристку Нудл, бас-гитариста Мердока Никкалса и барабанщика Рассела Хоббса, а также весь остальной мир Gorillaz. Помимо Gorillaz, работал с Дэймоном Албарном над оперой “Обезьянка: путешествие на запад”. Ибрагим Феррер (1927 - 2005) Легенда кубинской эстрады, участник оригинального состава Buena Vista Social Club. На альбоме “Gorillaz” поет в треке “Latin Simone (Qué Pasa Contigo)” . — А с Дэймоном Албарном вы лично встречались? Сейчас технологии позволяют записывать треки в разных частях света и потом просто посылать их по почте... В случае с проектом Gorillaz вы так работали? — Нет, с Дэймоном из Blur я знаком лично. Была смешная история. Дело было в Лондоне, в Альберт-холле. Ник, президент моей записывающей компании, сказал мне: "Тебе было бы интересно поработать с одним человеком, его зовут Деймон?.." Я не знал вообще, кто это. Ник как-то объяснил, что это, в общем-то, известный английский певец. Ну хорошо, я ему говорю, если ты считаешь, что это нужно, давай попробуем... А рядом в этот момент бегал какой-то ребенок. А я очень люблю детей, и я стал с ним играть, мы тут же очень-очень подружились. На следующий день я прихожу в студию, знакомлюсь с Деймоном и тут вижу этого же мальчишку! Оказалось, что это сын Деймона, представляешь! То есть я сначала познакомился с Албарном-младшим, а уже потом с его папой-музыкантом. Работать с Gorillaz мне очень понравилось. Было такое ощущение, что мы все давно знакомы. Знаешь, когда тебе надо проживать с человеком какое-то серьезное время, начинать с ним день и с ним же заканчивать, это непросто, если у вас не установились соответствующие отношения. Но здесь я чувствовал себя так, будто мы знаем друг друга очень хорошо. И тем более ребенок рядом такой очаровательный. И, кстати, такое же легкое и приятное ощущение было, когда я работал с Юссу Н`Дуром. Мы так подружились с Албарном, что он даже разрешил, чтобы одной из песен, которую он написал для Gorillaz, дали название, которое я придумал,— "Что с тобой происходит". Фрагмент интервью Ибрагима Феррера газете “Коммерсантъ” , 2004 г. Брюс Уиллис Крепкий орешек. Снялся в клипе Gorillaz на песню “Stylo” из альбома “Plastic Beach”. По сюжету Брюс Уиллис в Chevrolet El Camino 1968 года выпуска гонится за музыкантами Gorillaz, которые едут на Chevrolet Camaro 1969-го. Danger Mouse Настоящее имя - Брайан Бертон. Продюсер второго и лучшего альбома Gorillaz “Demon Days” (2005). Участник Gnarls Barkley, Broken Bells, Danger Doom, продюсер альбомов Sparklehorse, Бека, Норы Джонс, The Good The Bad & The Queen, The Black Keys, Red Hot Chili Peppers, создатель концептуальных альбомов “Rome” (в соавторстве с Даниэле Луппи) и “Resistance Radio” (воображаемый саундтрек к сериалу “Человек в высоком замке”). В 2017 г. получил Grammy , как член продюсерской команды альбома Адели “25”. Айк Тернер (1931 - 2007) Пионер рок-н-ролла и R’n’B. С середины 1950-х на протяжении 20 лет - муж Тины Тернер и ее партнер по дуэту Ike & Tina Turner. Причиной расставания Айка и Тины стала наркотическая зависимость Айка и его привычка распускать руки. Айк Тернер записал партию фортепиано для песни “Every Planet We Reach Is Dead” с альбома “Demon Days”. Несмотря на прогрессирующую эмфизему и биполярное расстройство, Айк Тернер смог в 2005 году принять участие в нескольких концертах Gorillaz. Дэймон Албарн - о работе с Айком Тернером, фрагмент интервью Ъ 2005 г. : -- Он записывал свою партию фортепиано в Лос-Анджелесе. Он очень простой парень, живет жизнью обычного человека, все его знают в округе, никакого пиетета: "Эй, Айк, как дела, чувак?" Скажу вам честно, все еще шляется по бабам. Про кокаин ничего точно сказать не могу, но выглядит он очень счастливым. Бобби Уомак (1944 - 2014) Соул-легенда, один из музыкантов, которым участие в Gorillaz подарило второе творческое дыхание. Записал вокал для песни “Stylo” из альбома “Plastic Beach”. В 2012 году, после 13-летней паузы, записал альбом “The Bravest Man In The Universe”, продюсером которого стал Дэймон Албарн. Dan The Automator Настоящее имя - Дэн Накамура. Сопродюсер дебютного альбома Gorillaz. Профессиональный виолончелист. Вместе с Принсом Полом создал пародийный хип-хоп-проект Handsome Boy Modeling School , а вместе с Del the Funky Homosapien и Кидом Коалой придумал и по сей день существующую группу Deltron 3030. Dan The Automator и Del the Funky Homosapien - полноценные участники создания песни “Clint Eastwood”, первого хита Gorillaz. Dan The Automator также записывает песни под маркой дуэта Got A Girl, в котором его партнершей является звезда хоррор-фильмов Мэри Элизабет Уинстед. De La Soul Классическое хип-хоп трио, фактически, вернувшееся в большую шоу-индустрию после появления в песне “Feel Good Inc.” с альбома Gorillaz “Demon Days”. Появились также на альбоме “Plastic Beach”. На альбоме “Humanz” читают рэп в песне “Momentz” . В качестве ответного жеста Дэймон Албарн спел на альбоме De La Soul “and the Anonymous Nobody…” (2016). Пол Симонон Бас-гитарист одной из главных групп панк-рока - The Clash. Вместе с Дэймоном Албарном в 2007 году создал группу The Good The Bad & The Queen, исповедовавшую сумрачную викторианскую меланхолию. В 2010 году записал бас-гитару для заглавной песни альбома Gorillaz “Plastic Beach”, причем на гитаре сыграл его экс-коллега по The Clash Мик Джонс. Вскоре вновь появился в студии Gorillaz - принял участие в записи альбома “The Fall”. Деннис Хоппер (1936 - 2010) Актер, режиссер и художник. Автор фильма “Беспечный ездок”. Его spoken word звучит в треке “Fire Coming Out of the Monkey's Head” на альбоме “Demon Days”. - Он очень дисциплинированный человек, сосредоточенно работал с тем текстом, который мы ему написали, а все, кто заглядывал в студию, просто теряли дар речи: “Господи, да это же Беспечный Ездок!” Дэймон Албарн - о работе с Деннисом Хоппером, фрагмент интервью Ъ 2005 г. Шон Райдер Фронтмен манчестерской группы Happy Mondays, один из самых харизматичных “плохих парней” рок-н-ролла. Во времена вражды групп Blur и Oasis вместе с Бернардом Самнером из New Order поддерживал Дэймона Албарна и его товарищей. Записал вокал для песни “DARE” с альбома “Demon Days”. Лу Рид (1942 - 2013) Участник группы Velvet Underground. Величайший экспериментатор рока. Автор песни “Perfect Day”. Его голос звучит в песне "Some Kind of Nature" на альбоме Gorillaz “Plastic Beach”. Мос Деф Настоящее имя - Ясин Бей. Один из любимых рэперов Дэймона Албарна. Киноактер и политический активист. Вместе с Талибом Квели создал дуэт “Black Star”. Читает на альбоме “Plastic Beach” в песнях “Stylo” и “Sweepstakes”. Фаррелл Уильямс Поп-продюсер , один из самых успешных сочинителей и исполнителей на мировой музыкальной сцене. Автор вирусных хитов “Get Lucky” (с Daft Punk) и “Happy”. В 2010 году вместе с Дэймоном Албарном сочинил песню, которая должна была войти в альбом “The Fall” , однако не выпущена до сих пор. Грейс Джонс Певица, актриса, модель, поп-икона. Родилась на Ямайке. В 14-м фильме о Джеймсе Бонде “Вид на убийство” сыграла женщину со сверхспособностями Мэй Дэй. Записала вокал для песни “Charger” с альбома “Humanz”. По словам Дэймона Алборна, их знакомство произошло после того, как Грейс Джонс посетила спектакль “Обезьянка: путешествие на запад”, к которому он писал музыку. По окончании записи песни “Charger” Дэймон Албарн сделал вывод, что Джонс - “существо точно не из этого мира”. Карли Саймон Певица, член “Зала славы авторов песен”. Лауреат “Оскара и Grammy , обе награды - за песню “Let The River Run” из фильма “Деловая девушка” (1988). Самая популярная композиция Карли Саймон “You’re So Vain” (1972) посвящена то ли Уоррену Битти, то ли Мику Джаггеру, то ли Дэвиду Геффену и считается архетипичной женской песней о “звездных любовниках”. Карли Саймон записала вокал для песни “Ticker Tape” из альбома “Humanz”. Энтони Хэмилтон Соул-певец, продюсер, лауреат и десятикратный номинант Grammy. Записал вокал для песни “Carnival” из альбома “Humanz”. Бенджамин Клементин Английский певец и пианист, чья биография просится в киносценарий: сбежал из дома, играл на парижских улицах, ночевал в хостеле на Монмартре, потом был замечен индустрией, получил хороший контракт и престижную премию Mercury Prize. Поет в “Hallelujah Money” , первом сингле альбома “Humanz”, песне с явным политическим подтекстом. Ноэль Галлахер Один из основателей и главный автор песен группы Oasis. Записал бэк-вокал для песни “We Got The Power” из альбома “Humanz” и впоследствии появился с Gorillaz в телесъемке этой песни для шоу Грэхема Нортона. Известно, что брат Ноэля Лиэм, его бывший коллега по группе Oasis, очень резко высказался на тему коллаборации Ноэля с Дэймоном Албарном, напомнив таким образом о временах более чем 20-летней давности, когда газеты обсуждали войну Blur и Oasis на первых полосах. В одном из интервью, говоря о сотрудничестве с Gorillaz, Ноэль заявил, что “всем до лампочки, что там думает об этом Лиэм”. При этом на обложке альбома “Humanz”, собранной из портретов участников Gorillaz в духе “Let It Be” The Beatles, Мердок внешне очень напоминает именно Лиэма Галлахера. Rag N Bone Man Британский певец - соул-сенсация 2017 года, автор хита “Human”. Настоящее имя - Рори Чарльз Грэхем. Вокал в песне “The Apprentice” на альбоме “Humanz”. Шоу под названием “The Apprentice” (“Ученик”) c Дональдом Трампом в главной роли выходило с 2004 по 2015 год на канале NBC . Перезапущено в 2017 с Арнольдом Шварценеггером в роли главной звезды. Несмотря на то, что Дэймон Албарн отрицает любые политические аллюзии, наличие песни “The Apprentice” на диске “Humanz” подтолкнуло критиков к поиску в альбоме прямых политических комментариев. Жан-Мишель Жарр Отец электронной музыки. Сыграл партии синтезаторов на альбоме “Humanz” в песнях “Momentz” (с участием De La Soul) , “We Got The Power” (с участием Дженни Бет из Savages и Ноэля Галлахера, экс-Oasis) и “Halfway To The Halfway House” .